Образ азартных игр
Страница 1

Игромания стала одной из тяжелых проблем современного общества, наряду с наркоманией и алкоголизмом. Оной из задач современных психологов становится не только реабилитация людей, страдающих той или иной зависимостью, но и профилактика этой зависимости. В настоящее время в психологи принято мнение о том, что для каждого рода зависимости существуют свои способы выявления предпочтительных способов предупреждения зависимости, но очевидно, что всегда это будет происходить через изучение механизмов возникновения зависимости. В данном случае работа с образом азартных игр становится одним из способов понять природу игровой зависимости. Иванец выделил категории лудоманов, классифицированные по различным особенностям, в том числе и по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%). Возможно, что такое неравномерное распределение игроков связано не только с социальными, но и с психологическими особенностями людей.

В данном исследовании был сделан акцент на половые различия в восприятии азартных игр, что позволит дифференцировать влияние различных игр на людей и получить более детальное понимание того, что именно привлекает в игре людей противоположного пола. Важно отметить, что в психологии практически не проводятся исследования азартных игр, а большинство сведений берутся из статистических данных – сколько людей играет, сколько из них вылечивается. Создание психологического аппарата по работе с азартными играми позволит значительно повысить эффективность как профилактических, так и реабилитационных мероприятий.

Одним из способов понять природу игровой зависимости может стать изучение образа игры в сознании людей. Часто в научной литературе встречается мнение, что эмоции являются одним из факторов, привлекающих людей в людей в игре, но не существует четкого определения кого именно, и какие эмоции привлекают.

Социологические исследования показывают, что в азартные игры чаще всего играют люди двух типов. Большая их часть имеет очень спокойные и даже скучные профессии (бухгалтер, библиотекарь, ветеринар), а остальные заняты профессиональной деятельностью, связанной с высоким риском (полицейские, биржевые маклеры, хирурги). Первые делают это из-за нехватки острых ощущений в повседневной жизни, а у вторых склонность к риску является, по-видимому, устойчивой чертой характера.

Дж. Хеннингрильд, объясняет механизм зависимости от чего-либо, в том числе и игровой зависимости через возникновение биологической системы подкрепления. Эта система влияет на синтез и превращение множества мозговых веществ, которые ответственны за субъективные ощущения. Таким образом, человек, поигравший однажды, запоминает полученные ощущения (эмоции) и стремится их вернуть.

Стюарт описывает азарт как многосистемный и патологически воздействующий фактор при возникновении игровой зависимости, но только для людей определенного, предрасположенного к этому склада. Однако в медицине отсутствует описание тех людей, которые более склонны к азарту.

Была выдвинута гипотеза о том, что мужчин в азартных играх привлекает эмоциональный аспект, в то время как женщины не воспринимают игру как способ получения эмоциональных впечатлений.

Проведенное эмпирическое исследование было направленно на выявление половых различий при конструировании образа игры. Для исследования была сформирована рандомизированная выборка испытуемых в возрасте 16-48 лет. Всего 80 человек, из них 51 женщина и 29 мужчин.

Существует множество способов актуализации образа в сознании человека, в качестве одного из возможных способов мы использовали отрывки из художественных текстов, содержащие описание игры, а именно описание ощущений при игре и самого хода игры. Тексты в данном случае играли принципиально важную роль – они настраивали испытуемого на размышления об игре, создавали эмоциональный фон. Были использованы отрывки из таких художественных произведений как "Пиковая дама" А.С.

Пушкина, "Игрок" Ф.М. Достоевского и роман "L'DORADO" опубликованный в Интернете. В текстах были описаны различные азартные игры: рулетка, покер, блэкджек. Отрывки были подобраны таким образом, что в части из них главный герой выигрывал, а остальных проигрывал, причем проигрывал сильно. Во всех текстах присутствовало как рациональное отношение к игре, так и эмоциональное. Тексты служили гарантом того, что испытуемый начнет думать действительно об азартных играх при заполнении бланка семантического дифференциала. После прочтения текста испытуемым предлагалось заполнить анкету семантического дифференциала, состоящую из 150 шкал. Шкала оценки состояла из 7 значений, где -3 было минимальным, 3 – максимальным, а 0- нейтральным значением.

Страницы: 1 2


Взаимодействие верхних уровней сознания
То, что сознание человека было условно разделено на три уровня – это не столь большая “ересь” и, в общем-то, обычный и традиционный прием. Гораздо более спорными могут показаться выводы и предположения о разумности млекопитающих, а также о наличии сознания, в той или иной степени его развития, у всех животных без исключения, как неотъем ...

Результаты экспериментальной работы
Применение игровых технологий в социально-педагогической деятельности с подростками, проживающими в условиях школы-интерната, позволили повысить уровень их полоролевой социализации, о чем свидетельствуют показатели таблицы 2.3. В нее внесены результаты, полученные с помощью «Карты наблюдения» Д.Скота после окончания формирующего экспери ...

Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов
Посредническая деятельность по разрешению конфликтов — новая психологическая реальность нашей жизни, требующая отдельного изучения и подготовки специалистов в этой области. Интерес к обсуждению и внедрению в практику такой непривычной для нас формы работы с людьми, как посредническая деятельность, в частности психологическое посредничес ...