Анализ полученных результатов
Страница 2

3. Исследователь проясняет для себя спорные моменты и составляет общее впечатление о мнении респондента об изучаемых феноменах.

4. Происходит анализ отдельных блоков и методик, использованных в ходе интервью.

5. После того, как были проанализированы все блоки вопросов и данные методик, исследователю полезно снова просмотреть стенограмму и выполненный им анализ: не упустил ли он важную информацию, не допустил ли логических противоречий и т.д.

6. После того, как выполнен анализ одной стенограммы, можно приступать к анализу следующих, для последующего обобщения данных. Хорошо, если исследователь сначала проводит только одно интервью, как можно раньше обрабатывает полученную стенограмму и делает для себя выводы о проведенной работе. Это поможет ему более эффективно провести последующие интервью, восполнить с помощью них возможно допущенные пробелы и ошибки предыдущего. Например, в рамках данного исследования, респондентам задавался вопрос о том, смогли бы они общаться или дружить с человеком, придерживающимся противоположных политических убеждений. Когда вопрос задавался в такой формулировке на него, чаще всего, отвечали утвердительно, «лишь бы человек был хороший». Если же эти противоположные взгляды были описаны (например, «ярый сторонник коммунистов»), то отрицательные ответы давали даже люди, которые не называли себя политически активными и говорили, что у них «и убеждений-то, собственно, никаких нет». Таким образом, анализ стенограмм уже проведенных интервью может быть полезен для дальнейшего исследования и его не следует откладывать до того момента, когда будет проведена большая часть запланированных интервью.

Различия между рассматриваемыми методами на этапе анализа обусловлены спецификой данных. Данные можно сравнить по ряду критериев, отражающих их специфику:

1. Массив данных и временные затраты для анализа. Интернет-источники содержат огромное количество информации, для того чтобы рассмотреть ее, выделить то, что представляет интерес для исследователя, систематизировать и проанализировать часто требуется очень много времени. Личное интервью отличается тем, что оно содержит данные, заведомо интересующие исследователя, и требует большого количества времени на расшифровку стенограмм. Интервью по ICQ также содержит, по большей части, интересующую исследователя информацию, кроме того, нет необходимости расшифровывать стенограмму, что делает его наиболее удобным для исследователя по данному критерию, таким образом, проведение и обработка такого интервью требует от исследователя меньше времени.

2. Форма данных различна, в случае личного интервью она представляет собой вербальную и невербальную информацию, в случае интервью по ICQ – текст и графические элементы, служащие для выражения эмоций, могут содержаться также приложенные файлы и ссылки, в случае с форумами – текст и графические элементы, ссылки, файлы, картинки, информация отличается большим разнообразием.

3. Нельзя исключать также возможности влияния групповой динамики на участников форумов, т.к. в них есть правила, администраторы, группы пользователей, которые общаются друг с другом, дружат, ссорятся, все это может оказывать влияние на поведение участников. При проведении личного глубинного интервью и по ICQ, напротив, имеет место взаимодействие исследователя и респондента в диаде.

Страницы: 1 2 3


Особенности нашего мышления[37]
Самого пристального внимания заслуживает одна весьма любопытная особенность нашего мышления. Если человеку нужно решить какую-либо трудную задачу (необязательно математическую), то сознание делится как бы на две части: одна задает вопросы, а другая – пытается на них ответить. Некоторые люди даже дублируют такой внутренний диалог бормота ...

Развитие психофизики в 19 веке. Э. Вебер, Г. Фехнер
Экспериментальная психология возникла отчасти из психофизики – науки о связях физического и душевного миров. Она была задумана германским физиологом Густавом Теодором Фехнером и сделала его имя знаменитым. Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественно ...

Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи возрождения
По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. Развитое первыми после ...