Выводы

Выводы о различиях в процедуре исследования, проводимого с помощью рассмотренных методов. Прежде всего, Интернет-контент должен быть подвергнут предварительному содержательному анализу, важно найти источники, которые содержат информацию, представляющую интерес и отвечающие задачам исследования. Такой анализ требует большого количества времени и необходим для проведения объективного и эффективного исследования.

При проведении исследования с помощью метода глубинного интервью, функции такого предварительного анализа выполняются за счет грамотного формирования выборки и составления топик-гайда. В ходе интервью именно это позволяет отобрать важную для исследователя и надежную информацию.

Можно сделать вывод о том, что сама процедура сбора данных в Интернет-источниках имеет свою специфику. В таких источниках представлен большой массив данных, на форумах часто обсуждение одной темы занимает десятки страниц, свое мнение высказывают разные люди и в разное время (некоторые темы могут быть начаты несколько лет назад). Таким образом, исследователю трудно сфокусироваться как на всем объеме представленной информации, так и на отдельных участниках форумов. Исследователь должен четко представлять свои задачи, собирать только определенную информацию и иметь четкий план действий, это обеспечит получение полезной и объективной информации.

Процедура сбора данных, посредством глубинных интервью, наоборот, предполагает внимание исследователя к каждому респонденту, исследователь располагает большей свободой действий, он может задавать дополнительные вопросы и вносить коррективы в структуру интервью, не рискуя запутаться в слишком большом массиве данных. Важно уделять внимание составлению стенограмм, допущенные в них ошибки или исключение из них информации может лишить исследователя полезных данных для дальнейшего анализа.

При сборе данных посредством интервью по ICQ и анализа форумов ощущается нехватка невербальной информации, сложности с установлением психологического контакта (который может отсутствовать при анализе форумов без вступления в диалог с участниками). При сборе информации с помощью данных методов необходимо обращаться к дополнительным источникам информации: графическим элементам, «смайликам», приложенным файлам и т.д. Особенно многочисленны подобные дополнительные источники в форумах, они, часто, несут чрезвычайно важную информацию и ими нельзя пренебрегать.

Важно чтобы исследователь, проводящий анализ Интернет-контента или интервью по ICQ был уверенным пользователем компьютера. Он должен уметь использовать ссылки, прикладывать документы, обладать достаточно высокой скоростью печати, правильно интерпретировать показатели интерфейса. Последнее особенно актуально при проведении интервью по ICQ, например, если респондент печатает, возможно, делает паузы, лучше формулируя мысль, и интервьюер не замечает соответствующий значок интерфейса, прерывает размышления испытуемого и задает ему новый вопрос, то это может повредить психологическому контакту или просто показаться бестактным.

Таким образом, Интернет-источники содержат массу полезной информации, но ее нужно уметь собирать. Если исследователь намерен не просто просматривать сообщения пользователей (как в рамках данного поискового исследования), а общаться с ними, то следует установить психологический контакт. Исследователь, если он не хочет афишировать того, что он собирает данные, может внедриться в Интернет-сообщество, впрочем, выбор остается за ним, главное - понимать специфику подобных источников информации и действовать согласно цели исследования.

[1] По данным www.lenta.ru, статья http://www.lenta.ru/news/2006/05/19/billion/

[2] http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=890437&ct=news

[3] Кисилев А.А., Самаркина И.В. Интернет: модель и практики политического участия. Краснодар, 2007

[4] Исследователей интересовали, прежде всего, методологические вопросы, поэтому в данной статье подробно не рассматривается проблема отношения молодежи к политикам

[5] Относительно этого предположения были получены противоречивые данные, таким образом, оно нуждается в дальнейшей разработке


Конфликты. Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования
Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несб ...

Синдром выгорания. Вторичная травма
Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми. «Синдром эмоцианального выгорания» (СЭВ) — сложный психофизиологический феномен. Он представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на ра ...

Биохимический код наследственности. Разнообразие белков
Белки выполняют в организме самые различные функции. В качестве ферментов они служат катализаторами химических реакций; в роли гормонов они, наряду с нервной системой, управляют работой различных органов, передавая химические сигналы. Белки используются в организме и как строительный материал (например, в мышечной ткани), и как транспор ...