Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью
Страница 1

Информация о психологии » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства управления деятельностью

Эмоциональная устойчивость (ЭУ) – это такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров. Эмоциональная устойчивость, которая дополнена высоким качеством управлений эмоциональным состоянием – одно из важнейших условий обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности в стрессовых условиях.

Показателями ЭУ (самообладания, выдержки, хладнокровия) являются: сохранение у человека оптимистического настроения, отсутствие чувства страха, растерянности, подавленности и прочего при возникновении какой-либо угрожающей ситуации (или, во всяком случае, эти эмоции сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных размеров). При наличии ЭУ у человека не возникает излишнего возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, упадку сил, ухудшению самочувствия. Напротив, эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы и т. п.ЭУ должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием - способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны, экономить нервную энергию, с другой – использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей. Эмоциональная устойчивость (ЭУ) – качество не врожденное, а вырабатывающееся в ходе жизни, что с помощью сознательно организованных действий ее можно повысить, что она зависит в первую очередь от особенностей личности, совершенства, вида и характера протекания ее мыслительной и практической деятельности, качества используемых ею способов целенаправленного регулирования своего эмоционального состояния.

Не нервная система определяет содержание и основные особенности поведения человека, а деятельность, зависящая от личностных качеств, влияет на состояние его нервной системы. Личностные же качества человека обусловлены приобретенными им в ходе жизни знаниями, умениями и свойствами психики. Любые воздействия на человека, способные изменять психическое состояние, вызывают с его стороны те или иные ответственные действия, благодаря которым эффект воздействий усиливается или ослабляется.

Нужно учитывать, что от совершенства сознательного управления деятельностью зависит не только производительность труда, учебы и пр., но и психическое состояние человека, величина испытываемой им психической нагрузки. Уровень управления деятельностью – наиболее важный из психических компонентов подготовленности человека к деятельности, от которой, в частности, как известно, зависит его чувство уверенности в своих силах.

Так же как при определении типов нервной системы, нужно научиться оценивать психическую регуляцию. Наличие такого уровня управления любой деятельностью, который одновременно обеспечивает и оптимальность вида, и силы эмоционального возбуждения, испытываемого человеком,- одно из важнейших условий обеспечения его ЭУ.

Перечислим некоторые недостатки в управлении деятельностью, которые приводят к негативному психическому состоянию. К ним относятся, например, всякого рода вредные привычки: откладывать дело на последний момент, систематически опаздывать (что вынуждает постоянно спешить), нарушать режим дня и жизни, не выполнять свои собственные планы и т.д.

Отрицательно сказываются на результатах деятельности и чрезмерная общительность, словоохотливость, потребность в обильной текущей информации, увлеченность большим количеством различного рода «хобби» и т.п. В итоге не решаются главные задачи, что, естественно, приводит к переживаниям, к болезненной самокритике.

Отрицательный эффект воздействия несовершенства управления деятельностью проявляется в различных формах. Например, большое эмоциональное возбуждение, (которого можно было бы избежать), испытанное человеком в какой-либо период времени сразу не сказывается на последующей повседневной деятельности. Но когда человек, вскоре после пережитых им сильных эмоций, вынужден выполнять ответственную, напряженную деятельность, спад активности, неизбежно наступающий через некоторое время после таких эмоций, превращается в фактор, препятствующий успешной деятельности, приводящий к резкому падению ее эффективности или даже к срыву.

Непроизводительные «утечки» нервной энергии могут происходить незаметно, «подтачивать» нервную систему постепенно. Эмоциональная напряжённость человека вызывается иногда размышлениями, которые связаны с его неудовлетворенностью какими-либо явлениями, например, своими успехами в деятельности, взаимоотношениями с людьми, своим социальным или материальным положением и т.д.

Страницы: 1 2 3


Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога
Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления. Он обусловливается спецификой самой деятельн ...

Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личност ...

Социально - психологическая характеристика конфликта как этапа развития коллектива. Конфликт как показатель развития коллектива
В социальной психологии пока нет общепризнанного определения понятия конфликта. Некоторые специалисты рассматривают конфликт как противоречие между работниками из-за несовместимости их потребностей, мотивов, целей деятельности, отношений, взглядов, психологического склада. К.К. Платонов определяет конфликт как осознанное противоречие м ...