Конфликт, классификация конфликтов
Страница 2

Информация о психологии » Проблемы взаимодействия людей » Конфликт, классификация конфликтов

По признаку «объективность - субъективность причины» конфликты разделяют на деловые (в основе делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина, связанная с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источники эмоциональных конфликтов кроются прежде всего в личностно-прагматических интересах оппонентов, их психологической несовместимости.

Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностные взаимодействия, можно назвать следующие:

• ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т.п.);

• особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);

• поведенческие факторы (ущемлению интересов, пидривання самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);

• незнание тех или иных характерологичних, психологических свойств другого лица;

• неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление о собеседника; психологическая скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая насыщенность, когда однообразие лиц, условий работы, ритма труда вызывает негативные эмоции);

• несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других. Динамика протекания конфликта зависит от поведения его оппонентов. Поскольку люди неодинаково ведут себя во время конфликта, то вопрос, который является предметом разногласий, может решаться как в форме советы, просьбы, так и в форме коренной ломки взаимоотношений. Известны такие формы протекания конфликта:

• открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенной столкновением сторон;

• скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);

• так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличии);

• «неизвестный» конфликт (реальные противоречия замасковуються, а на поверхности отношений остается слабо выражена неприязнь).

Этап решения межличностного конфликта является самой сложной задачей для его участников, которое требует проявления творчества. Именно межличностных уровень очередь требует вникнуть в психологическую сущность разногласий между сторонами, которые конфликтуют, не отдавая предпочтения тому или иному оппоненту. Исходя из этого предлагается немало практических рекомендаций и по предупреждению конфликтов, и в отношении его профилактики или ослабления.

При этом выбор способов и методов преодоления конфликта зависит как от объективной ситуации, психического состояния оппонентов, так и от направленности конфликта, то есть ли он будет способствовать более глубокому пониманию проблемы, а следовательно и развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, или, наоборот, приведет к розхитування и несогласованности взаимодействия.

Страницы: 1 2 


Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций, их разрешения не существует. Наличие большого количества причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой его возможности стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят ...

Мотивация профессиональной ориентации
В исследовании Л.А. Головиной было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность развития познавательных интересов, которая охватывает 4 этапа. На первом этапе, в возрасте 12-13 лет, ...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку».
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, в начале урока, а не в конце, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за вы ...