Исследование и коррекция агрессивности у подростков школы № 28
Страница 1

Информация о психологии » Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми » Исследование и коррекция агрессивности у подростков школы № 28

Психологами школы № 28 г. Кирова было проведено исследование агрессивного поведения учащихся. Диагностика проводилась с детьми в возрасте от 10 до 15 лет (учащимися 5 – 9 классов). Всего в исследовании приняли участие 245 чел.

Основной целью диагностики было выявление количественных и качественных показателей возрастных особенностей проявления агрессии у подростков.

Исследование проводилось при помощи опросника Басса-Дарки.

Исследование показало значительную разницу в проявлении различных видов агрессии у подростков в зависимости от возраста (рис. 1)

Рис. 1. Возрастные особенности проявления агрессивности у подростков

Исследование показало, что ближе к 15 годам все формы агрессивного поведения усиливаются. Если физическая агрессия у подростков 10 – 11 лет наблюдалась в 49 %, то уже к 12 – 13 годам ее проявления наблюдаются у 56 % учащихся, а к 14 – 15 годам – у 61 % подростков.

Косвенная агрессия у подростков 10 – 11 лет выявлена в 32 % случаев, но процент детей, использующих этот вид агрессии в своем поведении, резко возрастает к 12 – 13 годам – до 48 %, а к 14 0 15 годам – до 51 %.

На протяжении подросткового возраста так же очень интенсивно растет процент вербальной агрессии. Если в возрасте 10 – 11 лет подростки используют вербальную агрессию в 44 % случаев, то к 14 – 15 годам этот показатель поднимается до 72 %.

Основной рост проявлений негативизма приходится на возраст 12 - 13 лет. Если в возрасте 10 – 11 лет негативизм проявлялся у 45 % подростков, то к 12 – 13 годам этот вид агрессивного поведения проявляется уже у 64 % школьников.

Исследование показывает возрастные тенденции в увеличении проявления всех видов агрессивного поведения, т.е. к 14 – 15 годам у подростков наступает пик проявления и физической, и вербальной, и косвенной агрессии, а так же негативизма.

Среди причин агрессивного поведения выявлены следующие:

1. недостатки семейного воспитания (гиперопека, гипоопека, холодное отношение к детям, авторитарность родителей, сверхконтроль, инфантилицация и т.д.);

2. яркий пример агрессивного поведения у кого-либо из родственников или близких;

3. наличие акцентуаций характера подростков (гипертимная, эпилептоидная и т.п.)

4. физиологические причины, например ММД (малая мозговая дисфункция);

В зависимости от причин, в социально-психологической службе школы проводятся консультации психолога и социального работника, а так же разрабатываются коррекционные программы.

Например, Программа работы с Димой С., учащимся 8 б класса.

Мальчик гиперактивный, успеваемость плохая, на уроках вертится, кричит, не дает остальным слушать учителей. Плохо понимает новый материал. Постоянно перерекается с учителями, хамит, иногда позволяет себе нецензурные выражения в адрес учителей.

С одноклассниками отношения неравномерные, с одними дружен, с другими проявляет конфликтность.

При наблюдении агрессивность наиболее выражена вербально, нежели физически. Результаты диагностики подтвердили выводы, сделанные в процессе наблюдения (табл. 4)

Таблица 4

Результаты диагностики агрессивности Димы С. (по опроснику Басса-Дарки)

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс враждебности

Индекс агрессивности

7

3

9

5

3

3

12

4

6

28

Страницы: 1 2


Подведение итогов занятия
О чем мы сегодня говорили? Что нового для себя вы узнали? Для чего человеку нужно знать особенности своего темперамента? Можно ли изменить себя, свое поведение? Что нужно делать, чтобы стать лучше? ...

Теоретические основы развития мышления. Понятие мышления
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления — раскрытие отношений между ...

Использование музыки в работе с детьми. Воспитание музыкой
Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа. (В. Шекспир) Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее ...