Основная часть. Общественная психология
Страница 2

Информация о психологии » Общественная психология и идеология » Основная часть. Общественная психология

Г. В. Плеханов настаивал, что без того звена, которое здесь названо «состояние духа и нравов», которое в других случаях он называет «преобладающее настроение чувств и умов», которое шире определяется как общественная психология, нельзя сделать ни шагу в научном изучении истории литературы, искусства, философии и т. п. Он писал: «Чтобы понять историю научной мысли или историю искусства в данной стране, недостаточно знать ее экономию. Надо от экономии уметь перейти к общественной психологии, без внимательного изучения и понимания которой невозможно материалистическое объяснение истории идеологий».

В другом месте Плеханов сформулировал эту мысль еще короче: «Все идеологии имеют один общий корень – психологию данной эпохи».

Психология всегда связана со сферой человеческих действий (в том числе с торможением и подавлением действий).

В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических состояний разных классов и масс, из их экономического состояния и коренных экономических интересов. Это – первый и глубочайший источник социально-психических явлений. Без экономических требований нечего идти с пропагандой в массу трудящихся[3].

Понятием «стихийность» Ленин передавал те черты в общественной психологии, которые в большей или меньшей мере тяготеют в сторону бессознательности, хоть и не совпадают с ней. Сюда, в «стихийность», попадают преимущественно две группы явлений:

1) задавленность людей, покорность их нищете и бесправию, привычка к угнетенному положению;

2) протест, возмущение, бунт, но обращенные лишь против непосредственного источника бедствий, носящие негативный характер, не освещенные общественной теорией.

Отношение Ленина к первой группе особенно отрицательно.

Вторая группа явлений стихийности привлекала огромное внимание Ленина как теоретика и практика революции. Ему было совершенно чуждо доктринерское отношение к стихийности. Напротив, он писал, «что стихийность движения есть признак его глубины в массах, прочности его корней, его неустранимости, это несомненно»; «стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности. И примитивные бунты выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали… не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора, и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством. Но это было все же гораздо более проявлением отчаяния и мести, чем борьбой».

Каждый человек в результате субъективного отражения объективной реальности формируется личностью со специфическими особенностями своей индивидуальной психологии. Даже в относительно одинаковых условиях люди одной социальной группы, одной микросреды различаются по своей психологии. Причиной тому – своеобразие отражений внешней и внутренней среды, специфические, индивидуальные условия существования.

Но вместе с тем, люди разные, но принадлежащие одной микро- и макросреде, одной социальной группе (вплоть до самой большой) имеют немало сходных, общих психических свойств и черт, отличающих их от лиц других социальных групп, от лиц, живущих в другой микро- и макросреде. Общие, более или менее, стабильные экономические, политические, культурные и другие социальные условия определяют классовые, национальные особенности людей, в совокупности своей составляющие общественную типологию.

Общественная психология, рассматриваемая как сложное социальное явление, охватывает области, «казалось бы, независимые друг от друга: эмоциональный слой общественного сознания, неконцептуальный уровень последнего вообще, элементы концептуального отражения бытия, привычки, психологический аспект развития и функционирования форм сознания, особенности психики различных социальных общностей, характерную для определенных условий духовную архитектонику личности ., психические явления, возникающие при непосредственном взаимодействии совокупности людей в некоторых ситуациях», - так писали в своей книге советские социальные ученые, работавшие в Прибалтике[4]. И предлагали для ее исследования системно-структурный подход как наиболее плодотворный для такого сложного образования.

Нечто подобное утверждал и И. Т. Левыкин, который писал, что «изучение социальной психологии как системы требует применения структурно-функционального анализа»[5].

Рассматривая психологию класса, называемого крестьянством, И. Т. Левыкин излагал некую систему, имеющую свою структуру. Он предлагал многопрофильную модель психологии крестьянства, состоящую из психологии реальных коллективов, психологии условных социально-психологических групп, психологии подгрупп и психологии личности. В те годы такой подход, несомненно, был интересным и многообещающим. Но совершенно очевидны были и его слабости. Слишком неопределенными оказывались основания для структуризации феномена.

Страницы: 1 2 3


Аналогичное задание
Ребенку предъявляется второй набор карточек и при этом говорится: «Ты уже научился складывать карточки. Эти - похожие, их тоже можно раскладывать на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как будешь делать». Не следует ни называть признака, ни оговаривать количество групп. Участие экспериментатора может потребоваться лишь ...

Основные направления психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации
К кризисным ситуациям, в которых могут оказаться дети относятся: 1. лишение родителей прав. Ребенок оказывается в детском доме или интернате.2. Это так же трагические случаи, приведшие к смерти родителей. Ребенок остается сиротой. 3. Беспризорничество. Дети убегают из неблагополучных семей и попадают в криминал. 4. Развод родителей это ...

Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49]. Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?» Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа) 1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а ...