Основная часть. Общественная психология
Страница 3

Информация о психологии » Общественная психология и идеология » Основная часть. Общественная психология

При определении структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.

Любая структура как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что между целостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровня следует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур не равнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.

Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.

Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.

1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.

2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.

3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).

4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).

5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).

Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:

1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.

2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).

3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).

4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.

Страницы: 1 2 3 


Мотивационно-диагностическая часть
Начнем мы наше занятие с упражнения «Футболка с надписью» Упражнение 2-е. « Футболка с надписью.» Мы любим носим летние футболки с надписями. Но каждый при покупке такой футболки обращает внимание не только на цвет, размер, но и на особенные надписи. Так человек «подает» себя другим. Задание будет заключаться в следующем: вам нужно п ...

Решение проблем структурных коммуникаций
Для снижения отрицательного воздействия этих проблем организация может использовать следующие приемы: 1) постоянное регулирование информационных потоков путем создания банка информационных данных, внутреннего рынка информации, пунктов отслеживания и сортировки получаемой извне информации, отслеживания мест информационных перегрузок; 2 ...

Психологический практикум.
18. Обратная связь. 2.Ответы на вопросы. 1.Не обязательно подвергать Витю гипнозу или кодировке, но я считаю, что его необходимо показть специалистам и провести соответствующее лечение, т.к. если этого не сделать у него может сформироваться зависимость. 2.Во-первых, как правило это проблемы в семье, в учебе, недостаток родительского ...