Основная часть. Общественная психология
Страница 3

Информация о психологии » Общественная психология и идеология » Основная часть. Общественная психология

При определении структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.

Любая структура как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что между целостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровня следует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур не равнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.

Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.

Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.

1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.

2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.

3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).

4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).

5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).

Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:

1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.

2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).

3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).

4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.

Страницы: 1 2 3 


Особенности позиции родителя, его отношение к проблеме ребенка и его мотивация при обращении за консультативной помощью
Выясняя отношение матери к данному факту ее биографии, удалось понять, что за этим скрывалось ее беспокойство потерять родительскую любовь. В ходе дальнейшей работы мать осознала, что послушание и соответствие ожиданиям родителей было для нее единственным способом получать от них поддержку и принятие. Стало понятно, что мать переносит с ...

Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний
Самооценка и уровень притязаний являются довольно распространёнными конструктами, с которыми работают психологи. Однако в многочисленных работах, посвящённых изучению данных образований, неоправданно мало уделяется вопросу о характере взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Длительное время самооценка отождествлялась с уровнем притя ...

Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе "первобытного" мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека. Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, предположив, что внешние отношения между людьми постепенно превращаются в особенности строения индивидуа ...