Основная часть. Общественная психология
Страница 3

Информация о психологии » Общественная психология и идеология » Основная часть. Общественная психология

При определении структуры общественной психологии как социального явления или, наоборот, социальной психологии как общественного феномена, на мой взгляд, необходимо учитывать следующее.

Любая структура как единство целого и составляющих его элементов предполагает, что между целостностью и каждым элементом может быть (а в данном случае, обязательно имеется) ряд достаточно сложных подструктур, то есть промежуточных структур различных уровней. При переходе от структуры более высокого уровня к более низкому или (что то же самое) при выделении подструктур различного уровня следует руководствоваться принципом «необходимости и достаточности». Это значит, что каждый раз число подструктур целого должно, во-первых, включать в себя все элементы этого целого и, вместе с тем, не должно быть более того. Степень зависимости сущности целого от каждой из его подструктур не равнозначна. Есть более или менее существенные для целого подструктуры, но не может быть совсем не существенной подструктуры целого.

Структура – это не просто единство элементов, их связей с целым. По нашему мнению, структура – это, образно говоря, многоэтажная пирамида, каждый этаж которой является одновременно основанием для следующего и немыслим без него.

Можно предположить, что структура общественной психологии состоит из следующих подструктур.

1. Психологические особенности формализованных общностей, групп коллективов и т. п.

2. Психологические особенности неформальных групп (друзья, любители пива, спорта, ночных клубов, казино и т. п.

3. Психологические особенности демографических и территориальных общностей (молодежь, женщина, москвичи, ярославцы, пошехонцы и т. п.).

4. Психологические особенности профессиональных общностей (механизаторы, фермеры, докеры, шахтеры, моторостроители, нефтяники и т. п.).

5. Психологические особенности отдельных личностей в общностях (лидеры, ведомые, агрессивные, законопослушные, верующие, атеисты и т. п.).

Психология людей любой из названных групп (большой или малой) включает неизменно определенную систему следующих элементов:

1. Общественно-психологические свойства или качества (потребности, интересы, идеалы, вкусы, а также черты психологического склада, менталитета) конкретной социальной группы, например, коллективизм и индивидуализм, трудолюбие и леность, агрессивность и конформизм и другие.

2. Общественно-психологические отношения в данной общности (обычаи, традиции, социальные привычки, семейно-брачные, деловые, религиозные установки, а также атракции, симпатии, антипатии, элементы психологической совместимости, сработанности и т. п.).

3. Общественно-психологические состояния (эмоции, чувства, общественные настроения, умонастроения, воинственность, толерантность и т. п.).

4. Общественно-психологические процессы (подражание, внушение, заражение, конформность, называемые агрессивность, терпимость, инициативность и т. п.), еще не ставшие характерными чертами группы.

Страницы: 1 2 3 


Особенности исследования конфликтного этапа развития коллектива. Оценка конфликтной ситуации и характера поведения
Исследования проводились в коллективе учащихся 10-го класса спецшколы-интерната. В них принимали участие 30 человек. Специфика коллектива заключается в том, что 22 человека совместно обучаются с 1-го класса; 8 ранее обучались совместно в другом классе той же школы. Влившиеся в коллектив 8 учащихся держаться несколько обособленно, больш ...

Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое теч ...

Имплозивные техники.
Если при систематической десенситизации столкновение с ситуацией, вызывающей страх, происходит постепенно, то в имплозивных методиках подчеркивается ценность быстрого столкновения, переживания сильной эмоции страха. Чем резче столкновение с ситуацией, вызывающей страх, чем оно длительнее, чем интенсивнее эмоция страха, сопровождающая эт ...