Общественная идеология
Страница 2

Если идеология родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им.

И наоборот, любая идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину – некоторую существенную тенденцию общественной психологии.

Истории известны случаи, когда идеология рождалась при отсутствии необходимых для условий, то есть без опоры на науку и общественные законы[6]. В этом случае она является не идеологией, в полном смысле этого слова, а утопией, или одной из религий, и не может служить в качестве продуктивной, материально содержательной и непосредственной цели деятельности людей.

Тем не менее, она может иметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в качестве отдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же может приковывать к себе умы, души и внимание огромного числа людей, и быть их своеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими каких-то конкретных, практических и созидательных целей.

Яркими примерами таких утопических, но вечных, идеологий являются христианская, православная и мусульманская религии.

Как только идеология публично заявлена и начала проникать в массы, она начинает работать, то есть ускорять развитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим рождением. Идеология является своеобразным катализатором общественных процессов.

Если же говорить точнее, идеология предсказывает и предвосхищает будущее на основе познанных закономерностей природы и общества, которые являются её истинной, неопровержимой частью, в направлении соответствующей тенденции общественной психологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, и оказывает обратное воздействие на общественную психологию, духовно подпитывая свою идеальную причину, и как можно дольше продлевая ей жизнь.

В этом – сила идеологий.

Если в обществе имеются противоречивые тенденции общественной психологии, то соответствующие им идеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить борьба в интеллектуальной и моральной областях, которая может, однако, перерастать в политическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит от остроты исходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря, невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновения социальных сил, заинтересованных в победе той или иной идеологии.

Победившую идеологию можно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует и доминирует в обществе.

Главные причины тенденций общественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными, а материальными, и лежат в общественном бытие, поэтому идеологии не могут длительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, и не могут продлять им жизнь до бесконечности.

Может наступить момент, когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влиянием своих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно выражаясь, умирать. Тогда соответствующая ей идеология сразу вступает в противоречие с естественным направлением развития указанной тенденции, и становится не ускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, поскольку реальное направление общественного прогресса в этой сфере определяется, вообще говоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественной психологии.

Страницы: 1 2 3 4


Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций, их разрешения не существует. Наличие большого количества причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой его возможности стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят ...

Фазы общения
Из всех фаз общения наиболее ответственная фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение нужно планировать, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения. Первая фаза общения – вхождение в контакт. Здесь важна самонастройка, важно почувствовать состояние, настройку партнера, освоиться са ...

Основные черты личности руководителя. Типы характеров
Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но вс ...