Общественная идеология
Страница 2

Если идеология родилась без наличия причины, то есть, если она не отражает некоторую существенную тенденцию общественной психологии, то она является гласом вопиющего в пустыне: какие бы мыслимые блага не сулила она людям, она всё равно остаётся не нужной им.

И наоборот, любая идеология или идеологический догмат, оказывающие заметное влияние на общественное бытие, всегда имеют причину – некоторую существенную тенденцию общественной психологии.

Истории известны случаи, когда идеология рождалась при отсутствии необходимых для условий, то есть без опоры на науку и общественные законы[6]. В этом случае она является не идеологией, в полном смысле этого слова, а утопией, или одной из религий, и не может служить в качестве продуктивной, материально содержательной и непосредственной цели деятельности людей.

Тем не менее, она может иметь огромную нравственную или духовную ценности, выступая в качестве отдалённой, телеологической, «вечной» цели, и, поэтому, всё же может приковывать к себе умы, души и внимание огромного числа людей, и быть их своеобразным идеологическим знаменем, во имя достижения ими каких-то конкретных, практических и созидательных целей.

Яркими примерами таких утопических, но вечных, идеологий являются христианская, православная и мусульманская религии.

Как только идеология публично заявлена и начала проникать в массы, она начинает работать, то есть ускорять развитие тенденции общественной психологии, которой обязана своим рождением. Идеология является своеобразным катализатором общественных процессов.

Если же говорить точнее, идеология предсказывает и предвосхищает будущее на основе познанных закономерностей природы и общества, которые являются её истинной, неопровержимой частью, в направлении соответствующей тенденции общественной психологии, являющейся её целеполагающей частью, реальным ориентиром, и оказывает обратное воздействие на общественную психологию, духовно подпитывая свою идеальную причину, и как можно дольше продлевая ей жизнь.

В этом – сила идеологий.

Если в обществе имеются противоречивые тенденции общественной психологии, то соответствующие им идеологии также будут противоречивы, и между ними будет происходить борьба в интеллектуальной и моральной областях, которая может, однако, перерастать в политическую борьбу и в прямое насилие над людьми: всё зависит от остроты исходных противоречий. Предсказать исход этой борьбы, вообще говоря, невозможно: он будет, в конечном счёте, определяться результатом столкновения социальных сил, заинтересованных в победе той или иной идеологии.

Победившую идеологию можно также с полным основанием назвать истинной. Она, обычно, господствует и доминирует в обществе.

Главные причины тенденций общественной психологии, в отличие от причин идеологий, являются не идеальными, а материальными, и лежат в общественном бытие, поэтому идеологии не могут длительное время, сами по себе, быть питательной средой для этих тенденций, и не могут продлять им жизнь до бесконечности.

Может наступить момент, когда некоторая существенная тенденция общественной психологии, под влиянием своих главных, материальных, причин, начнёт затухать, или, образно выражаясь, умирать. Тогда соответствующая ей идеология сразу вступает в противоречие с естественным направлением развития указанной тенденции, и становится не ускорителем, а тормозом общественного прогресса в духовной сфере, поскольку реальное направление общественного прогресса в этой сфере определяется, вообще говоря, не идеологией, а прогрессивными, новыми тенденциями общественной психологии.

Страницы: 1 2 3 4


Младенчество.
В период младенчества уже ярко обнаруживается общая закономерность психического развития. Младенец очень зависим от взрослого, который удовлетворяет органические потребности ребенка – кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Также взрослый удовлетворяет и растущую потребность в впечатлениях , от него исходят основные ос ...

Выводы
1. Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю. 2. Существует четыре теоретических моделей коммуникации: психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг), экзистенциалистская (М. Бубер, К. Ясперс), понимающая ...

Кризис подросткового возраста.
На образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Разви ...