Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном творчестве
Страница 1

Информация о психологии » Воображение и творческое мышление » Воображение как механизм творческого мышления в художественном и научном творчестве

Исходя из невозможности для ассоциативной психологии объяснить творческий характер воображения, интуитивистическая психология сделала в этой области то же, что и в области мышления: и там и здесь она, по выражению Гёте, проблему сделала постулатом. Когда требовалось объяснить, как в сознании возникает творческая деятельность, идеалисты отвечали, что сознание присуще творческое воображение, что сознание творит, что ему присущи априорные формы, в которых оно создает все впечатления внешней действительности. Ошибка к ассоциативной психологии, с точки зрения интуитивистов, заключается в том, что они исходят из опыта человека, из его ощущений, из его восприятий, как из первичных моментов психики и, исходя из этого, не могут объяснить, как возникает творческая деятельность в виде воображения. На самом деле, говорят интуитивисты, вся деятельность человеческого сознания проникнута творческим началом. Само наше восприятие возможно только потому, что человек привносит нечто и от себя в то, что воспринимает во внешней действительности. Таким образом, в современных идеалистических учениях две психологические функции поменялись местами. Если ассоциативная психология сводила воображение к памяти, то интуитивисты пытались показать, что сама память есть не что иное, как частный случай воображения. На этом пути идеалисты часто доходят до того, что и восприятие рассматривают как частный случай воображения. Восприятие, говорят они, есть воображаемый, строящийся умом образ действительности, который опирается на внешнее впечатление как на точку опоры и который обязан своим происхождением и возникновением творческой деятельности самого познания. Таким образом, контроверза между идеализмом и материализмом в проблеме воображения, как и в проблеме мышления, свелась к вопросу о том, является ли воображение первоначальным свойством познания, из которого развиваются постепенно все остальные формы психической деятельности, или само воображение должно быть понято как сложная форма развитого сознания, как высшая форма его деятельности, которая в процессе развития возникает на основе прежней.Творческое воображение рассматривается как особая деятельность, представляющая особый вид деятельности памяти, а, следовательно, и мышления.Потому сначала весь процесс творческого воображения проходит в сознании и лишь потом воплощается в реальности.Этапы творческого воображения.1. Возникновение творческого идеала.2. «Вынашивание» замысла3. Реализация замысла.Есть общие психологические механизмы всякой творческой деятельности, актуализирующиеся, однако, по-разному в неодинаковых проявлениях творчества. Такие, например, значимые психологические механизмы, как воображение, эмоциональное напряжение, память, которую еще Сеченов характеризовал как краеугольный камень всякого психического развития, имеют существенное значение в художественном творчестве. Разумеется, здесь речь идет именно о механизмах творчества, а не о специфическом направлении их действия. Нередко самое существенное в особенностях художественного творчества связывается с ролью и значением личностного начала в процессе творчества. Своеобразие художественного творчества усматривается именно в том, что оно носит ярко выраженный личностный характер.В художественных произведениях представлены результаты, в определенной мере непосредственно или опосредованно объективирован сам процесс творческой деятельности, материализованы (или могут быть материализованы) некоторые особенности творческого акта. (Так, например, Пушкин в тексте «Евгения Онегина» отметил, как и когда он стал различать «даль свободного романа».) Художественное произведение дает основания для возможного интроспективного анализа: от результатов к истокам. Оно позволяет осуществить мысленный эксперимент — по характеру материализации художественной мысли строить гипотезу: как создавалось само произведение, каковы были некоторые особенности самого творческого акта.Анализу психологических аспектов художественной деятельности может способствовать учет самых разнообразных данных. Среди них — собственные свидетельства самого художника, воспоминания людей, окружавших автора произведения, показания современников, соответствующая переписка, подготовительные материалы, этюды, наброски, ранние редакции, правка текста и — что особенно интересно — характеристики личности художника, его интересов (не только художественных), привычек, направления мысли, его культуры и т. д.Значительный интерес представляют подготовительные материалы, варианты, этюды, наброски, литературная правка и корректировка и т. д. Как документ самого; искусства, а не суждений о нем они — более достоверное свидетельство. Эти материалы позволяют выявить некоторые этапы становления произведений, но они являются результатом материализации (пусть неокончательной, становящейся) творческой мысли художника и не всегда дают достаточное представление о подлинных мотивах, побуждающих художника двигаться в том или ином направлении.Я.А. Пономарев выделяет четыре фазы творческого процесса:Первая фаза (сознательная работа)- подготовка (особое деятельностное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи).Вторая фаза (бессознательная работа) - созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи).Третья фаза (переход бессознательного в сознание)- вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в гипотетическом виде, в виде принципа, замысла).Четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.Этапы художественного творчества:1. Обдумывание идеи (здесь огромную роль играет вдохновение).2. Создание модели (моделирование творения в сознании; активное участие воображения).3. Выполнение набросков для решения, намеченного в модели (моделирование на бумаге).4. Завершение композиционного построения (детальное моделирование).5. Корректировка композиции (обдумывание правильности построения).6. Окончательная обработка (необходимые исправления; завершение работы).Важнейшим этапом творчества является обдумывание идеи. Момент, когда появляется образ предвосхищаемого творения, по сути, появляется сама цель работы. Этот этап напрямую зависит от вдохновения, одного из самых необъяснимых психических процессов.

Страницы: 1 2
www.pinfos.ru


Формы коррекции эмоционального состояния
Сдвиг эмоционального состояния, подтверждающий нарушение адаптации организма, требует его обязательной коррекции. В.П. Петленко выделяет следующие формы коррекции ( 2 ). Она может осуществляться самыми разными способами: фармакологическим (лекарственным) воздействием, физиотерапевтическими средствами и методами психокоррекции. Фармакол ...

Кризис подросткового возраста.
На образ физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Разви ...

Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49]. Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?» Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа) 1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а ...