Эмпирическое исследование социально-психологических условий самореализации личности подростка. Организация и методы исследования
Страница 1

Информация о психологии » Социально-психологические условия самореализации » Эмпирическое исследование социально-психологических условий самореализации личности подростка. Организация и методы исследования

Термин «самоактуализация» не является принципиально новым. Впервые он был сформулирован К. Гольдштейном в 1939 году, но до сих пор не потерял своей актуальности. А. Маслоу, создатель теории самоактуализации, заимствовал данный термин и стал использовать его в более широком смысле. Следует отметить, что термин «самоактуализация» - self-actualization - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей, использовался К. Роджерсом и А. Маслоу, в то время как другие психологи употребляли такие термины, как «самореализация» - self-realization или «реализация своих возможностей» - self-fulfillment (Э.Фромм и А.Адлер).[4] www.keepbanks.ru

В связи с этим возникает вопрос, какой возраст является наиболее благоприятным для начала процесса самоактуализации. Современная психология утверждает, что потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называют возрастом «интеграции самосознания», «самоидентификации», открытия «Я». Д.И. Фельдштейн утверждает, что процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет. Именно в этом возрасте, по мнению автора, у растущего человека развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопределении, самореализации. Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность характеризуется широким спектром разнообразных проявлений, которые одновременно являются психологическими особенностями данной личности. Можно предположить, что личность стремящегося к самоактуализации подростка обладает особенностями, которые можно выявить, исходя из характеристики данного возрастного периода.

Так, характерные для подросткового периода: потребность в общении, развитие воображения, стремление к автономии, а также интенсивное формирование ценностных ориентаций позволяет предположить, что личность самоактуализирующегося подростка будет обладать такими особенностями, как демократичность в межличностных отношениях, креативность, самостоятельность и ответственность, стремление к формированию ценностных ориентаций. А сам процесс самоактуализации подростка логично характеризовать как стремление к наиболее полному выявлению, развитию и использованию в деятельности своих возможностей. Другими словами, это процесс постепенно накапливаемых достижений, способствующих психологическому росту человека, переход из состояния возможностей в состояние действительности и самоактуализации в дальнейшем.

Для того чтобы изучить процесс самоактуализации в подростковом возрасте, определить уровень сформированности качеств, характерных для самоактуализирующегося подростка, изучить влияния учебно-воспитательного процесса на самоактуализацию личности подростка, в 2005-2006 учебном году на базе средних общеобразовательных школ № 8 г.Рязани и №2 г. Бронницы Московской области был проведен констатирующий эксперимент, в котором было задействовано в общей сложности 162 подростка в возрасте 13-15-ти лет.

Анализируя различные инструменты изучения самоактуализации личности в подростковом возрасте, мы остановились на методике, разработанной Э. Шостромом и адаптированной Л. Гозманом. Этот тест САТ отражает сложную целостность понятия самоактуализации. В ходе эксперимента были использованы также: методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (Т. Дубовицкая ), тест «Лидер», методика исследования системы жизненных смыслов для определения особенностей ценностных ориентаций подростков, тест готовности к саморазвитию.

Методика САТ, адаптированная на кафедре социальной психологии МГУ, составила основу констатирующего эксперимента и была использована для определения уровня самоактуализации на основе самоанализа и отдельных особенностей данного процесса применительно к подростковому возрасту. За базовую шкалу нами была принята «шкала поддержки», остальные шкалы были использованы в качестве дополнительных. Особое внимание было обращено на шкалы креативности, контактности, ценностных ориентаций, т.к. по нашему мнению, данные шкалы отражают особенности процесса самоактуализации подростков.

В 2006 - 2012 годы в лицее № 15 города Черкесска проводится эксперимент «К вершине роста». Объектами исследования являются ученический, педагогический, родительский коллективы в рамках воспитательной системы лицея. Предметом исследования является саморазвитие личности через ее социализацию и индивидуализацию на основе инновационных подходов, гуманизации воспитательного процесса и межличностных отношений в условиях воспитательной системы лицея, а также способной производить свободный выбор достойной жизни».

Страницы: 1 2


Выводы и заключения. Анализ результатов
В результате проведенных экспериментов А делаем вывод о том, что образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно зависят от индивидуальных особенностей. На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что ...

Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется ...

Почему женщина не хочет быть лидером?
Замечено, что среди истинных лидеров нет явных дураков. Интеллект для них обязателен. Они даже могут быть необразованны с точки зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальный интеллект им присущ непременно. Очень важно то, что большинство лидеров склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь внешнему ...