Заключение

Итак, мы выяснили, самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданныхситуаций; творческий характер активности. www.nexttransport.ru

Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.

По мнению исследователей феномена самореализации подростков самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.

Было выяснено, термин «самоактуализация», является тождественным термину «самореализация». В работе был рассмотрен эксперимент, проведенный с целью изучения процесса самоактуализации в подростковом возрасте. Эксперимент проводился в 2005-2006 году на базе средних общеобразовательных школ г. Рязани и г. Бронницы.

Также был рассмотрен эксперимент «К вершине роста», проводимый с 2006 г. по 2012 г. в лицее № 15 города Черкесска.

Цель его проведения - показать роль самооценки, саморазвития, самовоспитания, самореализации личности через общечеловеческие ценности и идеалы; изучение роли и возможности коллектива в создании условий для саморазвития творческого потенциала личности в системе общепринятых человеческих ценностей и идеалов. Гипотеза исследования - воспитательная система лицея удовлетворяет творческому саморазвитию и самореализации потенциала личности.

Для проведения данных экспериментов используются следующие методы: анализ опыта лицеев России, анкетирование, опросы, диагностирование, срезы, тестирование учащихся, классных руководителей, родителей, сочинения, беседы, интервью участников по теме исследования; наблюдения за объективными и субъективными сторонами исследования; изучение документации лицея, апробирование на контрольных классах.

Были проанализированы результаты эксперимента в г.Рязани и г.Бронницы.

[1] Маклаков А.В. Общая психология.– СПб.: Питер, 2006. – С.113.

[2] Гордон Олпорт. Становление личности: Избранные труды . – М.: Смысл, 2006. – С. 61.

[3] Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности// Автореф. дисс.на соис. ученой степени д.псх.н. – Барнаул: БГПУ, 2002. – С.43.

[4] Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.– СПб.: Издат. группа «Евразия», 2006. – С.198.

[5] Программа эксперимента «К вершине роста» лицея № 15 города Черкесска на 2006 - 2012 годы [Электрон. ресурс]: официальный сайт управ-ления образования мэрии г.Черкесска, КЧР. OIM.RU, 2001-2008. Режим доступа: World Wide Web. URL: http//www.uokchr.ru


Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
Одним из лучших методов развития общительности индивида является социально-психологический тренинг (СПГ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они – средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативных знаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее: – ...

Взаимодействие человека и группы
Как уже говорилось выше в данной главе, организация ожидает, что человек будет выполнять определенным образом роль, для которой она его принимает. Человек также смотрит на организацию как на место, где он получает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующее вознаграждение от организации. Однако взаимодействие человека и ...

Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. У людей "среднего ума" ...