Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни).
Страница 1

Информация о психологии » Систематическая десенситизация и имплозивные методики » Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни).

Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ по сравнению с системати­ческой десенситизацией in vito.

Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в такие же ситуации в ре­альной жизни.

Во-вторых, при проведении систематической десенситизации в воображении можно представить та­кие ситуации, которые невозможно воспроизвести в реальной жизни (например, ситуацию пожара, ава­рии, нападения с нанесением физических: поврежде­ний и т. д.). www.intoregions.ru

В-третьих, использование ее значительно экономит время терапевта и пациента, а также деньги (напри­мер, при страхе полета в самолетах).

Вместе с тем она обладает рядом ограничений. Не­которые пациенты имеют трудности в создании ярких воображаемых событий. Отчет о четкости представле­ния сцены не всегда соответствует реальному положе­нию дел, а у врача нет другого способа получения ин­формации о качестве представляемой сцены, кроме самоотчета пациента. Особенно искажается информа­ция при представлении пациентом эмоционально не­приятных сцен.

Еще одним существенным недостатком система­тической десенcитизации в воображении является не всегда происходящий эффект генерализации на ре­альные ситуации.

Скорость десенеитизации негативных реакций в воображении происходит медленнее, чем in vivo.

Поэтому систематическая десенситизация in vivo используется как следующий этап работы с пациен­том после проведения систематической десенситизации в воображении. Но она может проводиться сразу без прохождения этапа систематической десенситизации в воображении.

Техника систематический десенситизации in vivo состоит также из трёх этапов.

Однако на первом этане пациент должен овладеть вариантом методики Джекобсона, который получил название дифференциальной релаксации.

Пациент должен научиться расслаблять только те группы мышц, которые не участвуют в реальном действии, а также расслаблять участвующие в реальном действий группы мышц до степени, которая не мешает совершать дей­ствие.

Перед проведением третьего этапа (погружение реальные жизненные ситуации) пациент должен быть проинструктирован об опасности нарушать тренинг согласно установленной иерархии, перепрыгивая через определенные ситуации. Переход к следующей, ситуации в списке разрешается, только если пациент будет чувствовать себя уверенно в предшествую­щей. Нарушение иерархии ситуаций приводит к во­зобновлению страхов к уже десенситизированным ситуациям. Поэтому необходимы частые контакты с врачом, хотя пациент остается основным контроле­ром собственного лечения.

Систематическая десенситизация в реальной жиз­ни составляет существенную часть программы лече­ния сексуальных дисфункций Мастерса и Джонсона. В этой методике сексуальное возбуждение использу­ется как заместитель тревоги, которая сама является поддерживающим фактором сексуальной дисфункции.

При проведении этой техники пациент вовлекает­ся в физический контакт только до уровня, при кото­ром он начинает испытывать страх. Только когда пациент чувствует себя комфортно, он переходит к следующей ситуации из списка. Переход к ней тре­бует в свою очередь более активного сексуального по­ведения. Это становится возможным, если пациент следует правилу: целью терапии является более яр­кий и приятный физический контакт, а не сексуаль­ное поведение.

Систематическая десенситизация in vivo проводимая с детьми, не предполагает освоения методики Джекобсона, то есть состоит только из двух этапов.

Вариантом методики систематической десенситизации является контактная десенситизация, которая чаще используется при работе с детьми. Здесь также составляется список ситуаций, ранжированных по сте­пени испытываемого страха. Однако на втором этапе кроме побуждения врачом пациента к телесному кон­такту с объектом, вызывающим страх, присоединя­ется еще и моделирование (выполнение другим па­циентом, не страдающим данным страхом; действий по составленному списку).

Еще одним вариантом десенситизации, приспособ­ленным для лечения детей, является эмотивное воображение

. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых участвует этот герой. Врач при этом на­правляет игру ребенка таким образом, чтобы он в образе этого героя постоянно сталкивался с ситуациями, вызывающими страх. Методика эмотивного во­ображения включает 4 стадии.

Страницы: 1 2


Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умны ...

Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
Ассоциация (лат. Associatio – соединение, взаимосвязь) – в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выд ...

Примеры проведения социально-психологического тренинга
Предлагаются упражнения для проведения социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава группы, особенностей групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения. «Знакомство» Участники садятся в круг. Им предложено задуматься о том, ...