Учение Аристотеля о душе

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме.

Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. www.combinefoods.ru

Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную.

Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Телесное развитие происходит через постоянное самообновление организма путем переработки и уподобления пищевых веществ сообразно своему составу. Растительные функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие основой формирования понятий и ума.

Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Ведущее место в структуре способностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту. Однако только ум, интеллект и знания, полученные с их помощью, прямо не предопределяют реального поведения человека.


Анализ и интерпретация полученных результатов
Итак, на первом этапе нашего исследования мы провели беседу с заведующей первого мужского отделения, основные аспекты которой представлены ниже. Заведующая отделения отметила, что сама необходимость в социальном работнике в психиатрической больнице появилась в связи с тем, что многие пациенты стали поступать с утерянными документами, у ...

Развитие памяти дошкольника. Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Структура и виды общения
В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону; 2) интерактивную сторону; 3) перцептивную сторону. Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми. Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уто ...