Развитие психологической мысли во франции в 18 веке. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Развитие психологической мысли во франции в 18 веке. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций

Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).

Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. www.psychologyland.ru

Предположим, говорил Кондильяк, что существует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать (“статуя”). Стоит ему получить извне первое ощущение, как это дает толчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу и т.д.

Врач Жюльен Ламетри (1709 – 1751) предложил модель “человека – машины”. Согласно этой модели, психические способности человеческого организма являются продуктом его машиноподобных действий. Поэтому наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.

В человек французские мыслители видели венец природы; в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его природную сущность, а на противоестественные внешние обстоятельства. Существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа.

В теориях французских энциклопедистов разрабатывалась проблема соотношения в человеческой природе биологического и социального. Влияние среды и наследственности на развитие ребенка впервые было рассмотрено в трудах Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771) и Дени Дидро (1713 – 1784).

Гельвеций пришел к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Это положение было связано с его концепцией всеобщего равенства людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Этот подход приводит к абсолютизации воспитания, когда человек рассматривается исключительно как продукт воздействия среды.


Юридическая психология
Предмет, задачи, принципы юридической психологии. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, юридическая психология остается психологической дисциплиной - ее теоретическая основа состоит в закономерностях и особенностях психики человека; специфичны лишь приложение, учет и использование этих закономерностей и особеннос ...

Особенности исследования конфликтного этапа развития коллектива. Оценка конфликтной ситуации и характера поведения
Исследования проводились в коллективе учащихся 10-го класса спецшколы-интерната. В них принимали участие 30 человек. Специфика коллектива заключается в том, что 22 человека совместно обучаются с 1-го класса; 8 ранее обучались совместно в другом классе той же школы. Влившиеся в коллектив 8 учащихся держаться несколько обособленно, больш ...

Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...