Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"Страница 1
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет. www.musicexplore.ru
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.
Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).
Основными показателями авторитетности личности педагога являются:
1. Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.
Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
1. Профессионализм и глубокие знания предмета.
2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3. Высокая общая культура и эрудиция.
4. Быстрота реакции и мышления.
5. Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
7. Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.
8. Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.
9. Строгость в сочетании со справедливостью.
10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11. Аккуратный внешний вид.
К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:
1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2. Самовлюбленность;
3. Менторство;
4. Застенчивость;
5. Медленная реакция, консерватизм;
6. Стремление подавить студента;
7. Несобранность, лень;
8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость;
Молодость
Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых). Верхняя граница молодости некоторыми авторами продлевается до 35 лет. Молодость - время создания семьи, время освоения выбранной профессии, определения отношения к ...
Структурные методы.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных ...
Кризис новорожденности
Родясь на свет, мы плачем-
Грустно нам
К комедии дурацкой приступаться…
В. Шекспир
Само понятие « новорожденный » таит в себе огромный смысл – новый и рожденный ( др. слав. рож ( рожь) – жизнь ), то есть новая жизнь! Новый человек приходит в эту жизнь , и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни – рожде ...