Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"
Страница 1

Информация о психологии » Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе » Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"

В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет. www.musicexplore.ru

Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.

Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).

Основными показателями авторитетности личности педагога являются:

1. Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.

2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.

На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.

Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:

1. Профессионализм и глубокие знания предмета.

2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.

3. Высокая общая культура и эрудиция.

4. Быстрота реакции и мышления.

5. Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.

6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.

7. Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.

8. Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.

9. Строгость в сочетании со справедливостью.

10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.

11. Аккуратный внешний вид.

К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:

1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность;

2. Самовлюбленность;

3. Менторство;

4. Застенчивость;

5. Медленная реакция, консерватизм;

6. Стремление подавить студента;

7. Несобранность, лень;

8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость;

Страницы: 1 2


Развитие потребностей и мотивация потребителя в условиях рынка
Сегодня часто говорят об активности человека как потребителя. Но эта активность состоит не только в выборе товаров по вкусу. Потребитель нередко использует приобретаемые товары для того, чтобы создать хорошее впечатление о себе, получить высокую социальную оценку у значимых для него людей. С точки зрения X. Хекхаузена, следует различат ...

Построение семантического пространства
Прежде, чем рассматривать взаимосвязь социального капитала и экономико-психологических характеристик, проанализируем степень распределения социального капитала по институтам для того, чтобы мы могли наглядно представить общую картину анализируемого объекта изучения. Для этого подсчитаем суммарный показатель социального капитала путем п ...

Выводы
В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан», а затем для определения социального статуса испытуемых мы проводили социометрию. Для начала мы дали кратко характеристику метода опроса, выявили для чего ...