Категория социоэтикета в рамках отношений "преподаватель-студент"Страница 1
В современном ВУЗе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет. www.musicexplore.ru
Авторитет преподавателя - интегральная характеристика его профессионального, педагогического и личностного положения в коллективе, которое проявляется в ходе взаимоотношений с коллегами, студентами и оказывает влияние на успешность учебно-воспитательного процесса.
Авторитет преподавателя складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Если несколько лет тому назад преобладал авторитет роли, то сейчас основное - это личность преподавателя, его яркая, неповторимая индивидуальность, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.
Авторитет преподавателя формируется при достаточно высоком уровне развития трех типов педагогических умений: "предметных" (научные знания); "коммуникативных" (знания о своих учениках и коллегах); "гностических" (знание самого себя и умение корректировать собственное поведение).
Основными показателями авторитетности личности педагога являются:
1. Соотношение самооценки преподавателя с оценкой его личности студентами и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
На основании проведенных психологических исследований были выделены комплексы характеристик авторитетного и неавторитетного преподавателя. У авторитетных преподавателей отмечаются высокая педагогическая наблюдательность, уважение к студентам, стимулирование их активности и интеллектуальной деятельности, гибкость и нестандартность в принятии педагогических решений, удовлетворение от процесса общения со студентами. У неавторитетных педагогов преобладают жесткие, авторитарные методы в педагогическом общении, наличие коммуникативных стереотипов в процессе преподавания, монологичность общения, неумение уважать обучаемых независимо от их успехов в учебе.
Качества личности (в порядке предпочтения), на которых базируется авторитет преподавателя:
1. Профессионализм и глубокие знания предмета.
2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3. Высокая общая культура и эрудиция.
4. Быстрота реакции и мышления.
5. Умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения.
6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
7. Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.
8. Внимательность по отношению к собеседнику. Доброжелательность и терпеливость.
9. Строгость в сочетании со справедливостью.
10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11. Аккуратный внешний вид.
К качествам, противопоказанным преподаванию, относятся:
1. Высокомерие, грубость, недоброжелательность;
2. Самовлюбленность;
3. Менторство;
4. Застенчивость;
5. Медленная реакция, консерватизм;
6. Стремление подавить студента;
7. Несобранность, лень;
8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость;
Основные направления психологии
Психология — древняя наука. Человек всегда интересовался тем, что значит его душа, как работает ум и какие движущие силы определяют его поведение. Систематическое изучение этих проблем насчитывает немногим более столетия, несмотря на то, что многие из них были сформулированы философами тысячелетия назад. Можно назвать много таких вечных ...
Методология и методы организации эмпирического
исследования малых предприятий ресторанного бизнеса. Методологические
принципы исследования
Основными методологическими принципами, заложенными в основание исследования, были принципы, проверенные всем опытом отечественной социальной психологии. Это, в первую очередь, принцип единства сознания и деятельности, большой вклад в разработку которого сделали А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. “Взаимосвязь психики и поведения, сознания и ...
Выводы
Во-первых: действительно сам по себе вопрос о том, почему человек приобретает товар: в силу изначальной, потребности или под воздействием стереотипа, навязанного нам, к примеру, рекламой, довольно сложен.
Стремления подражать кумирам, быть "не хуже других людей", быть оригинальным, выделиться из толпы и т. д. это одна из глав ...