Заключение

Итак, мы пытались понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Но для этого необходимо с порога отбросить представление о личности как о продукте совокупного действия разных сил, из которых одна скрыта, как в мешке, "за поверхностью кожи" человека (что бы в этот мешок не сваливали), а другая лежит во внешней среде (как бы мы эту силу ни трактовали - как силу воздействия стимульных ситуаций, культурных матриц или социальных "экспектаций"). Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки, сколь бы детально мы их ни описывали. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.

Такой подход необходимо приводит к положению об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию.

[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.-214 с.

[2] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 24 с.

[3] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.

[4] Там же

[5] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988- 124 с.

[6] Кон И.С. Социология личности. М., 1967-243с.

[7] Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

[8] Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с.

[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975-186 с.

[10] Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология.М.,1975-212 с.

[11] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.

[12] Психология развивающейся личности. М., 1987-242 с.

[13] Смелзер Н. Социология. М., 1994- 134 с.


Психогенетические исследования интеллекта
Подавляющее большинство исследований в психогенетике посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, измеряемого, в зависимости от возраста испытуемых, различными тестами. Думается, не будет большим преувеличением сказать, что эти работы мают около 80% всего массива психогенетических публикаций принято считать, что преобладание да ...

Тайна за семью печатями
Феномен сознания человека издавна считается одной из величайших загадок Природы и первые попытки постигнуть сущность этого таинственного и ускользающего от нашего понимания явления восходят еще к временам Античности. Но и в более поздние времена люди не оставляли своих многочисленных попыток ответить на самые трудные вопросы: “Что такое ...

Возрастные кризисы
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью. Термин « кризисы ...