Определение существа конфликта

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов:

1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:

· Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?

· Как мой партнер видит проблему?

· Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

· Соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?

· Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?

· В каких вопросах мы с партнером расходимся?

· В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причины конфликта. Даже если мы точно знаем, что нам нравится и что не нравится в нашем поведении, все равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их:

· нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;

· нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы для партнера;

· необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

· Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

· Что мог бы сделать для этого мой партнер?

· Каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Совместное решение о выходе из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последствия каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнеров могут привести к желаемому результату:

· Каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

· Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

· Какой из способов разрешения конфликта вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта.

6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. Если проблему разрешить не удалось, нужно повторить все предыдущие шаги, стараясь при этом осознавать переживания, возникающие как в случае успешного разрешения проблемы, так и в случае, если вновь не удалось достичь желаемых результатов.

Если конфликтная ситуация зашла в тупик, и никакие средства не помогают, можно прибегнуть к помощи посредников, которые возможно смогут разрешить спорную ситуацию. Об этом пойдёт речь в следующей главе.


Контрольные вопросы психогенетика
1. Предмет и задачи психогенетики. 2. История развития психогенетики. 3. Вариативность. Определение понятия. 4. Основные понятия теории наследственности. 5. Наследование. Определение понятия. 6. Генотип и фенотип. 7. Генотип, ген, аллель. 8. Доминантность. Определение понятия. 9. Рецессивность. Определение понятия. 10. Хромосом ...

Влияние аутотренинга на умственную работоспособность и свойства высшей нервной деятельности.
Результаты по влиянию аутогенной тренировки на мою умственную работоспособность и свойства высшей нервной деятельности с применением таблицы Анфимова представлены в таблице. Тип реакции Число просмотренных знаков до аутотренинга, % к знакам простой реакции Число просмотренных знаков после аутотренинга, % к знакам простой реакц ...

Психологические основы творчества
К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определя ...