Якорение: управление нервными процессами

Якорем называется внутренняя репрезентация, воспроизводящая другую репрезентацию. Бывает так, что при виде определенной вещи, в человеческой памяти пробуждаются мысли и чувства, связанные с тем событием, с которым ассоциируется данная вещь. Если воспоминание задействуют все репрезентативные системы, его называют четерехкортежным. Почему четырех-, а не пятикортежным? Потому что происходит объединение обонятельной и вкусовой репрезентативной системы воедино. Таким образом, термин "четырехкортежный" передается аббревиатурой VАКО, в которой буква "О" обозначает одновременно и обонятельную и вкусовую репрезентативную системы. Любая репрезентация, будучи запущенной, вызовет в памяти всю совокупность переживаний. Этот процесс является результатом синаптических и электрических паттернов, возникающих в процессе деятельности нервной системы.

Наша жизнь наполнена изобилием различных якорей. Современные психологи рассматривают поведение человека как комбинацию условных рефлексов и осознано выбранных якорей. Якорь охватывает все репрезентативные системы. Большое количество аудиальных якорей связано с церковью и церковными службами: радость при звуке церковного колокола, аромат благовоний в храме. На радио и телевидение хорошо знают силу таких якорей. Поэтому эфиры заполняют прелестными старыми шлягерами. Создатели рекламы часто используют аудиальные якоря.

Для того чтобы установить аудиальный якорь можно использовать определенные слова или звуки. Их следует произносить мягким и низким голосом. Можно так же использовать кашель, щелканье пальцами или щелчок ручкой. Например, чтобы ввести собеседника в желаемое состояние можно поднять руку и покашлять.

Когда человек умело, использует якорение, то может добиться немедленного отклика на новый стимул в виде желаемого поведения и состояния. Чтобы быстро и четко устанавливать якоря нужно придерживаться некоторых правил. Вначале стоит определить текущее состояние, его характерные особенности, сигналы и индикаторы. Затем нужно увязать с этим состоянием некий стимул VАКО. Установив якорь, нужно прервать состояние и проверить, может ли стимул вновь вызвать это состояние. Следующее действие подразумевает вызывание любого желаемого состояния, которому нужно дать полное сенсорное описание. Далее нужно связать с ним новый стимул. В конце нужно проверить состояние.

Состояния или переживания, для которых необходима система поощрений, могут являться метасостояниями, а не первичными состояниями. Подобные состояния подразумевают такое наслоение логических уровней, что человек, по существу, выстраивает не только программу мыслей и эмоций, связанных с каким-либо предметом, но и мыслей и эмоций, связанных с теми мыслями и эмоциями. В таких случаях закрепляют сразу несколько якорей, это еще называется скомпонованием якорей. Якоря компонуются посредством одновременного якорения нескольких сложных состояний.

Четыре принципа якорения:

Использование уникального положения для установления якоря.

Устанавливать якорь нужно в момент наивысшей интенсивности состояния.

Делать якорь нужно как можно обособленней и чище.

Точно выбирать время для установления якоря.


Теоретические основы проблемы преодоления психологического стресса посредством идеомоторных методов. Проблема стресса в психологии
Стресс - пожалуй, самая распространенная из причин нашего неблагополучия. Об этом говорим мы сами, об этом твердят газеты и журналы, на этом настаивают ведущие телепрограмм, к этому сводится большинство объяснений тех или иных расстройств, неудач и страданий современного человека. Если обратиться к значению этого слова, то мы обнаружим ...

Стабильность индивидуальных особенностей ЭЭГ
Известно, что рисунок (паттерн) ЭЭГ отличается значительной межиндивидуальной вариативностью как по ее общему виду, так и по отдельным признакам. Иначе говоря, несмотря на наличие некоторых общих для всех людей признаков (например, единого спектрального состава ЭЭГ), при соблюдении одинаковых условий регистрации энцефалограммы у разных ...

Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность.
Одно из основных открытий ребенка семи лет - это приход в школу. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развитьс ...