Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе
Страница 1

Информация о психологии » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Приложение 1), а затем провели социометрию.

Для начала мы дадим характеристику методу опроса.

Опрос - исследовательский метод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.

Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов.

По цели, которую стремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющее оценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлением фактов.

Анкетирование - разновидность опроса, в котором достигаются те же цели на основе письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса - в живом контакте исследователя и испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

Сильные стороны письменного опроса - в возможности охватить исследованием большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которым устанавливаются факты.

Слабой стороной устного опроса оказывается возможность внушения испытуемым позиции исследования и трудность охвата опросом широкого круга лиц.

Слабой стороной анкет являются их стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя с опрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задавать вопросы подсказывающего характера. Вопросы косвенные, выявляющие интересующие исследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах, отношениях более результативны.

При подготовке и проведении опроса, как при использовании любого исследовательского метода, предназначенного для сбора эмпирического материала, следует учитывать данные, полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных и предположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальной ситуации, нового периода развития позволяет подготовить вопросы письменного и устного опроса адекватные поставленным исследовательским задачам.

Вопросы бывают открытого и закрытого типа. Открытые вопросы требуют самостоятельного формулирования ответа.

Вопросы закрытого типа требуют ответа «да» или «нет», а также испытуемые должны выбрать из предложенных готовых ответов.

Вопросы и вопросники полузакрытого типа: ответ можно выбрать из предложенных вариантов ил сформулировать свой собственный ответ.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методом математической статистики и могут служить основой для получения ориентировки. В проблеме и формирования выводов. Опрос проводится анонимно и включаются в него общие оценки (пол, возраст, стаж, должность и другие) [24, с. 11-12].

Социометрия (социометрический тест) представляет собой одну из разновидностей опроса, направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путём выявления отношений между членами группы.

Социометрический тест позволяет выявлять:

- степень сплочённости, разобщённости группы;

- социометрический статус члена группы;

- внутренние подсистемы, сплочённые подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.

Специфика данного метода состоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишь закодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код в любом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.

Выделяют две формы проведения социометрической процедуры:

1) непараметрическая (число выборов не ограничено);

2) параметрическая (число выборов ограничено).

К достоинствам непараметрической формы можно отнести:

а) возможность выявить эмоциональную экспансивность группы;

б) рассмотреть всё многообразие межличностных связей группы;

Недостатки непараметрической формы:

а) вероятность получения случайного выбора;

б) сложности в обработке полученных данных.

Процедура социометрического опроса.

Страницы: 1 2


Нуль-единичная проверка истинности высказываний
Каждое из простых высказываний, как мы помним, может принимать два возможных значения: "истинно" или "ложно", и в зависимости от семантического значения переменных, составленные из них сложные сообщения будут принимать разные значения. Теперь нам предстоит научиться вычислять истинностное (семантическое) значение сло ...

Понятийное поле теории А.Адлера
Фиктивный финализм – (или фиктивные цели) достигается в рамках вырабатывания индивидуального стиля жизни при достижении целей превосходства или совершенствования. Стремление к превосходству – стремление стать более ценным, чем другие. В здоровых формах порождает сотрудничество или здоровое соревнование. Чувство неполноценности – чувст ...

Внутриличностный конфликт. Понятие и общая характеристика внутриличностного конфликта
Осмысление сущности и природы внутриличностных конфликтов требует обращения к более общей категории конфликта. Этимология слова «конфликт» восходит к латинскому conflictus – столкновение. «Конфликт» – чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоп ...