Общая характеристика работы
Страница 1

Актуальность исследования.

Проблемы психологии эмоций были и остаются предметом больших споров при попытках осмыслить их в психологической теории (Л.С. Выготский, 1958; Н.В. Витт, 1964; В.К. Вилюнас, 1979; А. Е. Ольшанникова, 1983; Л.Я. Дорфман, 1997). Научные дискуссии в этой области ведутся по широкому кругу вопросов, начиная с того, какие психические явления следует относить к эмоциональным, и заканчивая вопросом об участии эмоций в управлении поведением человека. Оценивая современное состояние в области исследования эмоций, И. А. Васильев (1992), А. Е. Ольшанникова, В. В. Семенов, Л.М. Смирнов (1976) характеризуют его как кризисное, отмечая при этом, что субъективное, собственно психологическое содержание эмоциональных явлений остается, как правило, вне поля зрения исследователей, редукцируется к иным, не психологическим представлениям, в частности, физиологическим. По оценке зарубежных исследователей, эмоции, играющие существенную роль в жизнедеятельности человека, до сих пор остаются “неуловимыми” психическими феноменами для научных исследований. Это происходит в силу того, что доминирующим критерием, определяющим научность исследования, является точное измерение. Необходимость соответствовать этому критерию иногда ограничивает исследователя в его возможностях описать качественное своеобразие эмоций как психических явлений (J. P. Tangney, K.W. Fischer, 1995).

Изучение качественного своеобразия эмоций, психологическое понимание их сущности как психического явления состоит в поиске ответа на вопрос: как эмоции (как собственные, так и другого человека) даны субъекту в его переживаниях, как они существуют для него, другими словами, как он воспринимает, осознает их ? Поиск ответа на данный вопрос осуществляется в контексте нового для отечественной психологии направления - психология познания в области психологии (Е.В. Левченко, 1995).

Проблема восприятия субъектом эмоций (как в себе, так и в другом) до настоящего времени не получила достаточной научной проработки. Вопрос о том, как воспринимаются, осознаются человеком эмоции, не находит отражения в самостоятельных психологических исследованиях, а имплицитно рассматривается в связи с такими более общими проблемами, как сознание и самосознание личности, осознание человеком своего “Я”, восприятие и понимание людьми друг друга и т.п. Вероятно, это обусловлено тем, что феноменологию процесса восприятия эмоций достаточно сложно выражать в концептах теоретической и тем более экспериментальной психологии, т.к. эмоции представляют собой “скрытые” от наблюдателя, глубоко интимные переживания, что порождает значительные трудности в плане их объективного изучения. Понятие “восприятие эмоций” употребляется в разных контекстах, однако позиции исследователей совпадают в признании включения в этот процесс акта называния, категоризации (Д. Брунер, Е. Н. Яковлева), осмысления, понимания ( С. Л. Рубинштейн), что позволяет рассматривать проблему восприятия эмоций как их осознание. Проблема осознания человеком эмоций достаточно полно изучена как проблема онтогенеза системы знаний об эмоциях. Однако эти исследования в большинстве своем относятся к детскому возрасту. Фактически не изученной остается проблема осознания субъектом эмоциональных переживаний в период становления профессионального самосознания. Особый интерес в этом плане представляет исследование особенностей восприятия субъектом эмоций в процессе профессионализации. В контексте настоящего исследования термин “эмоциональные явления” рассматривается как синонимичный понятию “эмоции”. Он введен для того, чтобы подчеркнуть, что как эмоциональные рассматриваются те психические явления (процессы, свойства, состояния), которые субъект (испытуемый) относит к эмоциональным в ответ на инструкцию “Опишите, пожалуйста, эмоциональные переживания”.

Объектом настоящего исследования

является восприятие субъектом психических явлений в себе и в другом. Предмет исследования

- особенности восприятия эмоциональных явлений в себе и в другом.

Цель исследования

состоит в описании феноменологии восприятия эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом) студентами - психологами в сравнении с не психологами, а также в изучении динамики этого процесса. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Страницы: 1 2 3


Кризис трех лет.
Кризис трех лет, как уже писалось выше, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельн ...

Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650). Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие с ...

Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний нашего детства. Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнут ...