Использование музыки для психологической регуляции
Страница 1

Информация о психологии » Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка » Использование музыки для психологической регуляции

Воздействие музыкального произведения зависит от индивидуальных особенностей человека, от характера работы. Однако существуют общие законы в музыкотерапии, например при тяжелом нервном расстройстве музыка не должна противоречить настроению больного. Мелодичная музыка действует как обезболивающее. Она используется в кабинетах хирургов и дантистов. Если человек чрезмерно угнетён, ему принесет облегчение печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Если чувства неглубокие и человек сам готов к изменению настроения, то в таком случае по его желанию можно использовать музыку, противоположную эмоциональному состоянию человека: грустная музыка успокоит, а радостная снимет грусть. Выбор метода зависит от глубины чувств. Чем в более депрессивном состоянии находится человек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием.

В легендах и мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих о широком применении музыкотерапии. В Греции, например, связывали ее с именами Аполлона — покровителя искусств и его сына Асклепия — покровителя врачевания. Основываясь на воздействии, производимом на людей музыкой, древние греки подразделяли ее на следующие лады:

1. Дорийский — строгий, мужественный.

2. Фригийский — возбуждающий, страстный.

3. Лидийский — выражающий грусть, тоску.

4. Эолийский — вызывающий блаженное, понятное состояние.

Гармоничное сочетание звуков благотворно влияет на психику, вызывая высокие стремления, очищение, просветление, преображение, утешение.

Духовное возвышение людей являлось высшим назначением музыки для многих композиторов. Гендель писал: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучшими». В музыке Моцарта Григ усматривал откровение райской красоты. Из цветущего красотой рая музыки, продолжал норвежский композитор, мы изгнаны грехами современной жизни. О светоносно-огненном содержании классической музыки, выступающим за пределы этого мира, говорит Э. Т. А. Гофман, писатель и композитор, автор первой романтической оперы: «Моцарт вводит нас в глубину царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, — это скорее предчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах духов . Моцарт больше занимается сверхчеловеческим, чудесным, обитающим в глубине нашего духа». И Шуберт восторженно восклицает: «О Моцарт, бессмертный Моцарт, как много, как бесконечно много таких благотворных отпечатков более светлой, лучшей жизни оставил ты в наших душах!» К музыке самого Шуберта навсегда прилепилось определение: «божественные длинноты» — имеются здесь в виду состояния молитвенно-созерцательного восторга, заставляющего забыть о времени; современный композитор Александр Кнайфель сказал о нем: «Он, конечно, не мог не чувствовать божественного прикосновения». И несносный вульгарностью своих социологических интерпретаций Теодор Адорно подметил все же удивительное глубинное действие этой «освобожденной музыки преображенного человека»: «Мы плачем, не зная почему, потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка» [5, с. 105].

В силу этой своей способности утешать и просветлять музыка довольно широко применяется в работе кабинетов психологической разгрузки и в различных направлениях психотерапии.

Применение музыкального сопровождения занятий существенно повышает эффективность ауто- и гетеротренинга (регуляции психического состояния внушением или самовнушением). В процессе сеанса внушения (за исключением комплекса мобилизации) музыка должна звучать очень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая задающих формул и шепотного подтекста.При использовании сочетания музыкального и словесного воздействия ведущая роль может отводиться как речи, так и музыке. Уникальным опытом такого рода является выпущенный в 1993 году альбом «Млечный сад» композитора Кима Брейтбурга и психотерапевта Владимира Леви. Композиция состоит из 3-х песен К. Брейтбурга на слова В. Леви и 6 инструментальных пьес, 4 из которых сопровождаются психотерапевтическими внушениями В. Леви. В музыке используется звук как электронных, так и акустических инструментов, а стиль носит черты академической музыки импрессионистского направления, «Нью эйдж» и джаз-рока (автор называет это «симфо-роком»). Важная особенность заключается в том, что внушения произносятся с довольно длительными паузами между фразами, а местами слова слышны неотчетливо, как бы «растворены» в музыке. Этим данная композиция отличается от традиционных аудиосеансов аутогенного тренинга, в которых основное значение имеют слова, произносимые диктором, а музыка является фоном для них и звучит на «заднем плане». Благодаря тому, что словесные внушения в альбоме «Млечный сад» звучат ненавязчиво и от них можно легко отвлечься, их воздействие в большей степени направляется на подсознание слушающего, воспринимаясь некритично. Слушателю предлагается почувствовать то или иное состояние, навеваемое музыкой, если он сам того пожелает, в том виде и в том темпе, в каком он сам захочет.

Страницы: 1 2


Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в процессе изучения иностранного языка
В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования мотивации. Неэкспериментальные методы: · Наблюдение · Анкетирование · Беседа (интервью) · Изучение продуктов деятельности учащихся Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации. Наблюдение можно использ ...

Упражнение «Как выявить гиперактивного ребёнка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 – для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 – для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная, то одна подгруппа выполняет задания для педагогов, другая – для родителей. Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариат ...

Условия успешного профессионального самоопределения
Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения. Среди объективных условий можно выделить: Социально-экономическое положение в стране. Полноту предоставленной информации о мире профессий. Специфика рынка труда конкретного региона. К субъективным условиям обычно относят: Внутриличностные особенности и ...