Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекционной работы. Неврастения
Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках.
Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головные боли, снижение настроения.
А.Е. Личко выделяет два типа неврастении – гиперстенический и астеноипохондрический.
Гиперстенический тип:
Ведущий симптом – крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении и в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают по ничтожным поводам.
Проявляются также непереносимость шума, реже яркого света и резких запахов. Выражена вегетативная лабильность и разнообразные вегетосимптомы: изменения со стороны ССС, кожных покровов, потовыделения, кишечные спазмы, головокружения и т.д.
Нарушение сна характеризуется трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями. Головная боль характеризуется чувством стягивания, сжатия, болезненностью колеи головы. Головные боли сильнее по утрам (воскресные утренние боли). У подростков наблюдается трудность сосредоточения во время занятий.
Астеноипохондрический тип:
Характеризуется повышенной утомляемостью, вялостью, сниженным настроением, склонностью к. желанию постоянно лежать и отдыхать. Наблюдается слезливость у женщин и апатия у мужчин. Плохой сон, отсутствие свежести после сна, вялость, сонливость в течение дня. Масса соматических жалоб: сердцебиения, перебои, неприятные ощущения в области сердца; схватки в животе и др.
У мальчиков-подростков ведущим соматическим симптомом являются неприятные ощущения в области сердца, а у девочек-изменения со стороны ЖКТ.
Течение неврастении обычно длительное, месяцами, годами. Наблюдается ухудшение состояния при новых психогенных травмах.
Дифференциальный диагноз: исключить хронические соматические заболевания, церебрастению после черепно-мозговых травм.
Цель психотерапии
– разрешить психогенную ситуацию рациональным путем (психологическую терапию студенты изучают в курсе: «Основы психотерапии»).
Психотерапия у подростков всегда начинается с установления контакта, анализа типа акцентуаций характера (Личко, и другие). Затем выясняется сущность внутриличностного конфликта (используются методы психодиагностики).
Выбор типа психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная) осуществляется индивидуально.
Направления психотерапевтической и психокоррекционной работы:
1. Главное средство лечения неврозов – психотерапия.
2. Исключение перегрузок.
3. Отдых, отпуск, направление в санатории неврологического профиля, направление к психоневрологу.
Медикаментозное лечение осуществляет только врач.
Психолог медикаментозно не лечит, у него свои профессиональные функции:
1) Психодиагностика психического состояния в данный момент;
2) Психотерапия: рациональная терапия, аутогенная терапия, музыкотерапия, трансактный анализ, психосинтез и др.;
3) Психореабилитация после лечения в клинике;
4) Психопросвещение (беседы, лекции) и психопрофилактика;
5) Психокоррекция с членами семьи.
Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов.
Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмот ...
Выводы
Итак, рассмотрев теоретические основы самореализации подростков, можно сделать следующие выводы:
1. Самореализация рассматривается как необходимое условие развития отдельной личности и поступательного развития общества в целом.
2. Потребность в реализации накопленных сил наиболее актуальна в подростковом возрасте. Этот возраст называю ...
Отличительные качества современной
женщины-руководителя
Женщина-руководитель не редкость в наши дни. Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управляющему независимо от пола. Наиболее значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и дела. Именно деловой руководитель всегда верен взятым на себя обязательствам, ...