Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекционной работы. Неврастения

Информация о психологии » Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков » Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекционной работы. Неврастения

Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках.

Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головные боли, снижение настроения.

А.Е. Личко выделяет два типа неврастении – гиперстенический и астеноипохондрический.

Гиперстенический тип:

Ведущий симптом – крайняя раздражительность, которая усиливается при утомлении и в напряженной обстановке. Вспышки раздражения возникают по ничтожным поводам.

Проявляются также непереносимость шума, реже яркого света и резких запахов. Выражена вегетативная лабильность и разнообразные вегетосимптомы: изменения со стороны ССС, кожных покровов, потовыделения, кишечные спазмы, головокружения и т.д.

Нарушение сна характеризуется трудностью засыпания, иногда беспокойным сном с тяжкими сновидениями и повторными пробуждениями. Головная боль характеризуется чувством стягивания, сжатия, болезненностью колеи головы. Головные боли сильнее по утрам (воскресные утренние боли). У подростков наблюдается трудность сосредоточения во время занятий.

Астеноипохондрический тип:

Характеризуется повышенной утомляемостью, вялостью, сниженным настроением, склонностью к. желанию постоянно лежать и отдыхать. Наблюдается слезливость у женщин и апатия у мужчин. Плохой сон, отсутствие свежести после сна, вялость, сонливость в течение дня. Масса соматических жалоб: сердцебиения, перебои, неприятные ощущения в области сердца; схватки в животе и др.

У мальчиков-подростков ведущим соматическим симптомом являются неприятные ощущения в области сердца, а у девочек-изменения со стороны ЖКТ.

Течение неврастении обычно длительное, месяцами, годами. Наблюдается ухудшение состояния при новых психогенных травмах.

Дифференциальный диагноз: исключить хронические соматические заболевания, церебрастению после черепно-мозговых травм.

Цель психотерапии

– разрешить психогенную ситуацию рациональным путем (психологическую терапию студенты изучают в курсе: «Основы психотерапии»).

Психотерапия у подростков всегда начинается с установления контакта, анализа типа акцентуаций характера (Личко, и другие). Затем выясняется сущность внутриличностного конфликта (используются методы психодиагностики).

Выбор типа психотерапии (индивидуальная, групповая, семейная) осуществляется индивидуально.

Направления психотерапевтической и психокоррекционной работы:

1. Главное средство лечения неврозов – психотерапия.

2. Исключение перегрузок.

3. Отдых, отпуск, направление в санатории неврологического профиля, направление к психоневрологу.

Медикаментозное лечение осуществляет только врач.

Психолог медикаментозно не лечит, у него свои профессиональные функции:

1) Психодиагностика психического состояния в данный момент;

2) Психотерапия: рациональная терапия, аутогенная терапия, музыкотерапия, трансактный анализ, психосинтез и др.;

3) Психореабилитация после лечения в клинике;

4) Психопросвещение (беседы, лекции) и психопрофилактика;

5) Психокоррекция с членами семьи.


Коррекционно-развивающий блок. Пояснительная записка.
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: “ Почему?” Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из шк ...

«Колпак мой треугольный»
Цель: игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать своё поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется с ...

Кризис семи лет. Готовность к школе.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности . Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осу ...