Возрастные кризисы

Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.

Термин « кризисы возрастные » был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. При возникновение нового в развитии обязателен одновременно и распад старого. Л.С. Выготский полагал такое разрушение необходимым .

В современных исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития :

новорожденный (1-10 дней);

грудной возраст (10 дней - 1 год);

раннее детство (1-3 года);

первое детство (4-7 лет);

второе детство (8-12 лет);

подростковый возраст (13-16 лет);

юношеский возраст (17-21 год);

зрелый возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;

второй период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);

пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);

старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);

долгожители (90 лет и старше).

Однако, психическое развитие человека индивидуально, оно условно, и с трудом может укладываться в жесткие рамки периодизации, поэтому целесообразнее выделить несколько основных периодов психического развития и на основе их рассматривать такое понятие как возрастной кризис.

1. Детство , включая младенчество (0- 7 года)

2. Школьный возраст ( 7 – 16 лет)

3. Юность ( 16 -20 лет)

4. Молодость ( 20-30 лет)

5. Взрослость ( 30 -60 лет)

6. Пожилой возраст и старость ( 60 - … лет )


Влияние аутотренинга на частоту сердечных сокращений участников группового занятия (учеников 11 класса).
условный № ученика ЧСС до аутотренига ЧСС после аутотренинга сразу ЧСС через 10 минут после аутотренинга Эффект аутотренинга, изменение состояния: + есть, – нет 1 93 87 84 + 2 96 69 78 + 3 72 51 75 – 4 75 72 77 ± 5 90 75 84 ± 6 ...

Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650). Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие с ...

Конфликт, классификация конфликтов
Процесс взаимодействия не всегда происходит в желаемом направлении. Между людьми, которые контактируют, могут возникнуть частичные противоречия, а может проявляться и антагонизм позиций, порождённый наличием в них ценностей, целей и мотивов, что взаемозаперечуються. Тогда отношения осложняются до такой степени, что говорят о возникновен ...