Влияние заикания на развитие самооценки
Страница 1

Дети, которые страдают заиканием, могут быть отнесены к трем разным группам в зависимости от структурной организации нарушений.

Первая (приблизительно 60% обследованных) – дети с неврозоподоб-ным заиканием. У них имеются нарушения произвольного внимания, истощаемость психических процессов преимущественно по гиперстеничес- кому типу. Механическое запоминание недостаточное, смысловое – значительно более успешно. Уровень развития интеллекта колеблется от 80 до 95 баллов IQ по шкале Векслера, при незначительной разнице между вербальной и невербальной сферой интеллекта. У детей младшего школьного возраста с этим типом нарушений заметны несформированность латеризации полушарий, затруднения в восприятии направления, объема, зрительно – конструктивного праксеса. Самооценка у таких детей не сформирована или несколько завышена. Уровень притязаний неравномерный. Дети относятся к нарушениям своего речевого развития спокойно, в основном не замечая их или считая трудности в понимании их речи проблемой окружающих

людей. Ребёнок, считающий себя умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это есте­ственно — ведь мысль «видите, какой я умный» подразу­мевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым? Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим — неиссякаемый источник нега­тивизма окружающих. Нередко приходится общаться с людь­ми, которые из-за неадекватно высокой самооценки рев­ниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», — утверждал Г. Филдинг[34]. Когда чьи-то спо­собности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружаю­щих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как прави­ло, - это чувство, возникающее в ответ на несправедли­вое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Многие дети, видя, что у такого ребёнка есть дефект речи (заикание), могут начать указывать на него: передразнивать, смеяться. Отсюда появляется обидчивость на детей. Но всё равно ребёнок будит считать, что окружающие его просто не понимают. Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуа­циях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград зако­номерно выливается в обиду и зависть, которые накапли­ваются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес[38].

Здесь можно сделать вывод, что у ребёнка, который имеет заикание, формирование личности происходит также как и у ребёнка, который не имеет дефекта речи и имеет завышенную самооценку.

Ко второй группе детей с заиканием относятся детей, у которых преобладают невротические компоненты нарушений речи. При патопсихологическом обследовании у детей обнаруживается нормальная концентрация внимания, работоспособность также в пределах нормы или несколько снижена по гипостеническому типу. Механическое и смысловое запоминание в границах нормы. Уровень интеллектуального развития колеблется от 95 до 130 баллов IQ по методике Векслера, но часто заметна разница между уровнем достижений по вербальным (выше) и невербальным (значительно ниже) шкалам. При исследовании личности – значительно завышенный уровень притязаний, нестойкий при неудачах. Самооценка дифференцирована, несколько занижена. Ребёнок думает, что он не такой как все: его речь отличается от речи других учащихся. Он сначала будет пытаться говорить также как сверстники, но у него будет получаться ещё хуже, т. к. он начнёт заикаться ещё больше от волнения. В этой ситуации найдутся дети, которые начнут высмеивать ребёнка, передразнивать его.

Как же будет формироваться самооценка ребёнка в этом случаи? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчаст­ном. Ребёнок будет стараться меньше общаться со сверстниками или вообще перестанет с ними общаться. На уроках перестанет отвечать на вопросы учителя, хотя будет знать ответы. Позже, у него может вообще пропасть желание учиться, узнавать что-то новое. Появиться пониженный фон настроения, зак­репиться «комплекс неполноценности». Он станнит замкнутым и в школе и дома. Перестанет воспринимать себя как личность. Будет считать, что в его окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие его: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные[32].

Страницы: 1 2


Полная информация о понятии Доминантность
Согласно общепринятому определению, Доминантность (см. Дом), доминирование, форма взаимоотношений парных (аллельных) наследственных задатков - генов, при которой один из них подавляет действие др. Первый называют доминантной аллелью и обозначают прописной буквой (например, А), второй - рецессивной аллелью и обозначают строчной (а). Поня ...

Индивидуальная стратегия эмпатирования
В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явления, которое на уровне психического процесса состоит из трех последовательных этапов – сопереживание ...

Главный воспитатель дошкольника – игра
Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо, игрушек – хоть отбавляй! О ...