Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников
Страница 1

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представлений детей о нормах морали.

В ряде исследований показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными.

Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников? Если спросить у детей, то даже они не могут ответить, а если и отвечают, то называют чисто внешние качества: “хороший”, “красивый”. Но как показывают наблюдения внешняя привлекательность, успехи на занятиях, далеко не всегда определяют степень привлекательности ребенка для сверстников. Деятельность и общение - вот две главные сферы жизни дошкольника. [4]

Известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра; поэтому вопрос о лидерстве детей особенно часто решался через игровые способности детей. Исследования показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками.

Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, и дети, в основном, предпочитают удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.

Другое направление анализирует феномен детской популярности, с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Результаты показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и не сопереживание.

Итак, в основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способности к адаптации и самовыражению и пр. Очевидно, что столь широкий перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.

Именно социальной компетентностью объясняется популярность отдельных детей в группе сверстников, которая включает различные по своим психологическим основаниям компоненты.[18]

Во – первых, это – эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и внимание к действиям сверстников.

Во – вторых, это – когнитивный компонент, связанный с познанием другого человека. Он включает способности вставать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.

И, в – третьих, это – поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.

Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.

Далее было предпринято спец. экспериментальное исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить психологические особенности популярных детей, которые отличают их от непопулярных.[12]

Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Но среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы:

Страницы: 1 2


Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте
Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвы ...

Анализ полученных данных
На первом этапе была предложена Методика «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О., позволяющая выявить выраженность постстрессовых расстройств. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1, целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов. Таблица 1 «Средние значения выраженности постстрессовых расстройст ...

Типы групп
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности и существования – постоянные или временные и т.д. Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий кри ...