Отношение к сверстникам у популярных и
непопулярных дошкольниковСтраница 1
Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представлений детей о нормах морали.
В ряде исследований показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными.
Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников? Если спросить у детей, то даже они не могут ответить, а если и отвечают, то называют чисто внешние качества: “хороший”, “красивый”. Но как показывают наблюдения внешняя привлекательность, успехи на занятиях, далеко не всегда определяют степень привлекательности ребенка для сверстников. Деятельность и общение - вот две главные сферы жизни дошкольника. [4]
Известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра; поэтому вопрос о лидерстве детей особенно часто решался через игровые способности детей. Исследования показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками.
Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, и дети, в основном, предпочитают удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.
Другое направление анализирует феномен детской популярности, с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Результаты показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и не сопереживание.
Итак, в основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способности к адаптации и самовыражению и пр. Очевидно, что столь широкий перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.
Именно социальной компетентностью объясняется популярность отдельных детей в группе сверстников, которая включает различные по своим психологическим основаниям компоненты.[18]
Во – первых, это – эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и внимание к действиям сверстников.
Во – вторых, это – когнитивный компонент, связанный с познанием другого человека. Он включает способности вставать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.
И, в – третьих, это – поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.
Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.
Далее было предпринято спец. экспериментальное исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить психологические особенности популярных детей, которые отличают их от непопулярных.[12]
Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Но среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы:
База знаний для экспертной системы электрофизиологической диагностики
В целом, экспертные системы представляют собой интеллектуальные программы, способные делать выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающие решение специфических задач на профессиональном уровне. В настоящее время появилась тенденция и необходимость к созданию экспертных систем для качественных и нестандартиз ...
Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального
самоопределения
Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится.
В п ...
Борьба с детским алкоголизмом
Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть, сложа руки - все равно, что копать могилки собственным детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отравлений детей и подростков вызваны именно потреблением алкоголя. И спасти удается не всех.
В Советско ...