Отношение к сверстникам у популярных и непопулярных дошкольников
Страница 1

Группа детского сада — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это связано с развитием представлений детей о нормах морали.

В ряде исследований показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными.

Чем же определяется популярность ребенка в группе дошкольников? Если спросить у детей, то даже они не могут ответить, а если и отвечают, то называют чисто внешние качества: “хороший”, “красивый”. Но как показывают наблюдения внешняя привлекательность, успехи на занятиях, далеко не всегда определяют степень привлекательности ребенка для сверстников. Деятельность и общение - вот две главные сферы жизни дошкольника. [4]

Известно, что ведущей деятельностью дошкольников является игра; поэтому вопрос о лидерстве детей особенно часто решался через игровые способности детей. Исследования показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой-либо деятельности важен не столько объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться с взрослыми и сверстниками.

Итак, в основе популярности дошкольников лежит их деятельность – либо способность к организации совместной игровой деятельности, и дети, в основном, предпочитают удачливых, активных сверстников, заслуживших положительные оценки взрослых и стремящихся к признанию.

Другое направление анализирует феномен детской популярности, с точки зрения потребности детей в общении и степени удовлетворения этой потребности. Результаты показали, что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательное внимание партнеру, а не сотрудничество и не сопереживание.

Итак, в основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой деятельности, потребность в общении и в признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворять коммуникативную потребность ровесников, способности к адаптации и самовыражению и пр. Очевидно, что столь широкий перечень этих качеств не позволяет выделить главного условия детской популярности и понять ее психологическую основу.

Именно социальной компетентностью объясняется популярность отдельных детей в группе сверстников, которая включает различные по своим психологическим основаниям компоненты.[18]

Во – первых, это – эмоциональный компонент, включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и внимание к действиям сверстников.

Во – вторых, это – когнитивный компонент, связанный с познанием другого человека. Он включает способности вставать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.

И, в – третьих, это – поведенческий компонент, отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и пр.

Именно эти способности обычно оказываются существенными при формировании избирательных предпочтений детей.

Далее было предпринято спец. экспериментальное исследование, цель которого заключалась в том, чтобы выяснить психологические особенности популярных детей, которые отличают их от непопулярных.[12]

Результаты показали, что по степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Но среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две крайние группы:

Страницы: 1 2


Теоретические основы феномена "застенчивость". Понятие и природа застенчивости
Застенчивость – понятие растяжимое, существует множество определений застенчивости. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало "легкий испуг". Словарь Уэбстера определяет застенчивос ...

Вычисление ассиметрии и эксцесса эмпирического распределения
Для определения характера эмпирического распределения и степени его согласованности с нормальным мы используем следующую формулу: А=, где Xi- индивидуальный балл каждого испытуемого по всему тесту, - среднее арифметическое оценок по всему тесту всех испытуемых, =30,82; =Sx - стандартное отклонение индивидуальных оценок всех испытуем ...

Результаты исследования их обработка и обсуждение. Опрос-анкетирование
Мы опросили 52 респондента-потребителя (N= 52) из них 26 мужчин и 26 женщин в возрасте от 23 до 45 лет, материально обеспеченных с высшим образованием, предлагая проранжировать шкалу значимости эмоций. Ранжирование шкалы показало, что женщины (n=26) чаще отдавали предпочтение (65% из числа опрошенных) таким эмоциональным реакциям как: Р ...