Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Страница 3

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Внутриличностные конфликты студентов, возникающие в ценностно-смысловой сфере. Конфликты, возникающие вследствие рассогласования между значимостью таких жизненных ценностей как собственное здоровье, семейная жизнь и материальная обеспеченность и доступностью этих ценностей. Кроме того, индикаторами внутриличностных конфликтов студентов выступают противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным», высокий уровень тревожности проявления агрессивности и фрустрации. Эти показатели могут быть эмпирическими референтами внутриличностных конфликтов и выступать как индикаторы их измерения [7]. www.transportway.ru

На начальных этапах профессионального становления будущих психологов происходят серьезные изменения Я-концепции, рассогласованность элементов которой выступает фактором внутриличностной конфликтности. Выделяют две группы компонентов Я-концепции: структурные (полнота, ведущая форма представленных в ней отношений субъекта, согласованность, широта) и содержательно-психологические (субъекная-объектная отнесенность, принятие – непринятие себя как профессионала) характеристики [10].

Обучение на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

– протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;

– психологические особенности лиц, выбирающих психологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности;

– специфика психологического знания, составляющего предметную основу профессиональной подготовки, и характеризующегося направленностью на личность человека, сложной дифференцированностью, гетерогенностью, непарадигмальностью.

В процессе профессионального обучения в вузе и освоения содержания психологических дисциплин у студентов созревают основные личностные условия, способствующие осознанию (но не устранению) своих внутриличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что процесс профессионального обучения психологов, в своей сущности, является искусственной провокацией саморазвития: психологическое познание влечет за собой развитие способностей к самоанализу и рефлексии, усложнение когнитивной структуры личности, актуализацию ее внутренней сложности [14].

Существует множество взглядов на сущность внутриличностного конфликта. Практически в каждой классической психологической теории можно найти различные взгляды по данному вопросу. В общем же, все концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

2. Практически в каждой теоретической концепции представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. Однако, наиболее обобщенной является классификация внутриличностных конфликтов представленная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. В основу своей классификации они положили ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: мотивационный конфликт, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки и невротический конфликт.

3. Обучение студентов на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов личности студента, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

– протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;

– психологические особенности лиц, выбирающих психологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности;

– специфика психологического знания, составляющего предметную основу профессиональной подготовки, и характеризующегося направленностью на личность человека, сложной дифференцированностью, гетерогенностью, непарадигмальностью.

Страницы: 1 2 3 


Особенности социально-коммуникационного взаимодействия
Над чертежом трудятся несколько команд инженеров-проектировщиков. Каждый отвечает за свое направление. Но хоть это и командная работа, все равно каждый инженер индивидуально подходит к выполнению задания. Он работает с чертежами, а не с людьми. Сам рассчитывает все показатели на чертеже или на компьютере, сам все чертит. Инженер-проект ...

Начало развития античной психологической мысли
Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на челов ...

Оказание психологической помощи детям, подвергшимся насилию
Основная цель работы психолога с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний. В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего ребенок будет посто ...