Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Страница 3

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Внутриличностные конфликты студентов, возникающие в ценностно-смысловой сфере. Конфликты, возникающие вследствие рассогласования между значимостью таких жизненных ценностей как собственное здоровье, семейная жизнь и материальная обеспеченность и доступностью этих ценностей. Кроме того, индикаторами внутриличностных конфликтов студентов выступают противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным», высокий уровень тревожности проявления агрессивности и фрустрации. Эти показатели могут быть эмпирическими референтами внутриличностных конфликтов и выступать как индикаторы их измерения [7]. www.transportway.ru

На начальных этапах профессионального становления будущих психологов происходят серьезные изменения Я-концепции, рассогласованность элементов которой выступает фактором внутриличностной конфликтности. Выделяют две группы компонентов Я-концепции: структурные (полнота, ведущая форма представленных в ней отношений субъекта, согласованность, широта) и содержательно-психологические (субъекная-объектная отнесенность, принятие – непринятие себя как профессионала) характеристики [10].

Обучение на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

– протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;

– психологические особенности лиц, выбирающих психологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности;

– специфика психологического знания, составляющего предметную основу профессиональной подготовки, и характеризующегося направленностью на личность человека, сложной дифференцированностью, гетерогенностью, непарадигмальностью.

В процессе профессионального обучения в вузе и освоения содержания психологических дисциплин у студентов созревают основные личностные условия, способствующие осознанию (но не устранению) своих внутриличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что процесс профессионального обучения психологов, в своей сущности, является искусственной провокацией саморазвития: психологическое познание влечет за собой развитие способностей к самоанализу и рефлексии, усложнение когнитивной структуры личности, актуализацию ее внутренней сложности [14].

Существует множество взглядов на сущность внутриличностного конфликта. Практически в каждой классической психологической теории можно найти различные взгляды по данному вопросу. В общем же, все концепции объединяет понимание внутриличностного конфликта как острого негативного переживания, вызванного борьбой различных структур внутреннего мира личности, отражающего противоречивые связи с социальной средой и задерживающего принятие решений. В общей форме внутриличностный конфликт можно сформулировать как проблему между наличным состоянием субъекта и его желаемым состоянием, между действительностью и возможностью, актуальным и потенциальным.

2. Практически в каждой теоретической концепции представлен один или несколько видов внутриличностных конфликтов. Однако, наиболее обобщенной является классификация внутриличностных конфликтов представленная А.Я. Анцуповым и А.И. Шипиловым. В основу своей классификации они положили ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: мотивационный конфликт, нравственный конфликт, конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт, адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки и невротический конфликт.

3. Обучение студентов на психологическом факультете, не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов личности студента, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:

– протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;

– психологические особенности лиц, выбирающих психологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности;

– специфика психологического знания, составляющего предметную основу профессиональной подготовки, и характеризующегося направленностью на личность человека, сложной дифференцированностью, гетерогенностью, непарадигмальностью.

Страницы: 1 2 3 


Теоретические основы процесса самореализации подростков. Содержание понятия самореализации личности
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку п ...

Защитные механизмы и неврозы
Следует помнить, что главными отличительными признаками защитных механизмов являются следующие особенности. А. Защитные механизмы имеют бессознательный характер: в этом их отличие от различных стратегий поведения, в том числе манипулятивных. Б. Результатом работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подмен ...

Анализ полученных данных
На первом этапе была предложена Методика «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О., позволяющая выявить выраженность постстрессовых расстройств. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1, целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов. Таблица 1 «Средние значения выраженности постстрессовых расстройст ...