Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Страница 2

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Психолог – человек, досконально знающий себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями [3].

Желание быть причастным к этому «тайному знанию» психологов также становится одной из мотивационных детерминант профессионального выбора для многих абитуриентов, поступающих на психологические отделения вузов. Однако уже первые шаги профессионального становления студентов в вузе приносят им разочарование, так как овладение учебным материалом приводит к развенчанию мифов, касающихся способности психолога решать все без исключения проблемы, сверхвозможностей его влияния на других людей, мифа о том, что психологические знания позволяют успешно преодолевать собственные психологические трудности [3]. www.banksession.ru

Поступая в вуз в надежде получить конкретные знания, помогающие преодолевать психологические проблемы, студент в определенный момент обнаруживает, что обучение в вузе не дает ему готовых «рецептов» и алгоритмов. В какой-то мере это обусловлено спецификой образовательного процесса, его недостаточной практической направленностью. Однако более существенной причиной являются содержательные особенности самого психологического знания, отличающегося гетерогенностью, дезинтегрированностью методологических посылов.

Сложность постижения психологического знания студентами состоит и в том, что психология, строящая себя по эталонам естественной науки, обладает специфическими характеристиками гуманитарного знания. Обнаружение гуманитарности психологического знания зачастую оказывается неожиданным для студента, поскольку это расходится с его ожиданиями, основанными на представлении о психологии как о науке естественной. Развеиваются его надежды на то, что, став хорошим специалистом, он, наконец, познает базовые закономерности функционирования психики, позволяющие ему полностью управлять своей жизнью и, может быть, и жизнью других людей [15].

Студент, наконец, начинает понимать иллюзорность и других своих представлений, которые послужили мотивами выбора психологической профессии. Кроме того, возникает и усиливается когнитивный диссонанс, связанный с тем, что многие базовые учебные дисциплины, такие, например, как психологический практикум, психофизиология, математические методы в психологии, психодиагностика построены на позитивистских началах, которые оказываются рассогласованными с гуманитарными основами психологии.

Уже к концу первого года обучения у студентов возникает субъективное ощущение того, что изучаемая личность «рассыпается на кусочки», соответственно заголовкам в учебнике общей психологии; нередко возникает страх за свое будущее, вызванный несоответствием полученных знаний тем ожиданиям, которые заставили выбрать эту профессию.

Описанные явления, хронологически совпадая с нормативными кризисами профессионального развития, характерными для студенческого возраста, обостряют их течение. Как показано Э.Ф. Зеером, на стадии профессиональной подготовки возникает кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляющийся в первый и последний годы профессионального обучения. Он характеризуется недовольством отдельными учебными предметами, появлением сомнений в правильности профессионального выбора снижением интереса к учебе. За редким исключением, этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Э.Ф. Зеер отмечает, что кризис ревизии и коррекции профессионального выбора имеет вялотекущий характер, однако перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяет выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности [8].

Обозначенный кризис на личностно-субъективном уровне инициирует у студентов-психологов так называемые «кризисы разочарования», которые могут рассматриваться как закономерные этапы профессионального становления психолога.

Как отмечают И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников, самым болезненным разочарованием становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал [14].

Помимо конфликтов профессионального самоопределения студентов психологических факультетов свойственны и другие виды внутриличностных конфликтов.

Страницы: 1 2 3


Сравнительная характеристика групп, выделенных по основанию должностных обязанностей
Результаты, полученные в данных группах, также свидетельствуют о наличии различий у сотрудников по всем методикам. Общие показатели групп характеризуются следующими данными: 1.Группа сотрудников, исполняющих обязанности охранников: а) нервно – психическая устойчивость соответствует норме у 87,5 % сотрудников, у 12,5 % имеют место отк ...

Взаимодействие верхних уровней сознания
То, что сознание человека было условно разделено на три уровня – это не столь большая “ересь” и, в общем-то, обычный и традиционный прием. Гораздо более спорными могут показаться выводы и предположения о разумности млекопитающих, а также о наличии сознания, в той или иной степени его развития, у всех животных без исключения, как неотъем ...

Понятийное поле теории А.Адлера
Фиктивный финализм – (или фиктивные цели) достигается в рамках вырабатывания индивидуального стиля жизни при достижении целей превосходства или совершенствования. Стремление к превосходству – стремление стать более ценным, чем другие. В здоровых формах порождает сотрудничество или здоровое соревнование. Чувство неполноценности – чувст ...