Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Страница 2

Информация о психологии » Внутриличностный конфликт студентов-психологов, обучающихся в ВУЗе » Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов

Психолог – человек, досконально знающий себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями [3].

Желание быть причастным к этому «тайному знанию» психологов также становится одной из мотивационных детерминант профессионального выбора для многих абитуриентов, поступающих на психологические отделения вузов. Однако уже первые шаги профессионального становления студентов в вузе приносят им разочарование, так как овладение учебным материалом приводит к развенчанию мифов, касающихся способности психолога решать все без исключения проблемы, сверхвозможностей его влияния на других людей, мифа о том, что психологические знания позволяют успешно преодолевать собственные психологические трудности [3]. www.banksession.ru

Поступая в вуз в надежде получить конкретные знания, помогающие преодолевать психологические проблемы, студент в определенный момент обнаруживает, что обучение в вузе не дает ему готовых «рецептов» и алгоритмов. В какой-то мере это обусловлено спецификой образовательного процесса, его недостаточной практической направленностью. Однако более существенной причиной являются содержательные особенности самого психологического знания, отличающегося гетерогенностью, дезинтегрированностью методологических посылов.

Сложность постижения психологического знания студентами состоит и в том, что психология, строящая себя по эталонам естественной науки, обладает специфическими характеристиками гуманитарного знания. Обнаружение гуманитарности психологического знания зачастую оказывается неожиданным для студента, поскольку это расходится с его ожиданиями, основанными на представлении о психологии как о науке естественной. Развеиваются его надежды на то, что, став хорошим специалистом, он, наконец, познает базовые закономерности функционирования психики, позволяющие ему полностью управлять своей жизнью и, может быть, и жизнью других людей [15].

Студент, наконец, начинает понимать иллюзорность и других своих представлений, которые послужили мотивами выбора психологической профессии. Кроме того, возникает и усиливается когнитивный диссонанс, связанный с тем, что многие базовые учебные дисциплины, такие, например, как психологический практикум, психофизиология, математические методы в психологии, психодиагностика построены на позитивистских началах, которые оказываются рассогласованными с гуманитарными основами психологии.

Уже к концу первого года обучения у студентов возникает субъективное ощущение того, что изучаемая личность «рассыпается на кусочки», соответственно заголовкам в учебнике общей психологии; нередко возникает страх за свое будущее, вызванный несоответствием полученных знаний тем ожиданиям, которые заставили выбрать эту профессию.

Описанные явления, хронологически совпадая с нормативными кризисами профессионального развития, характерными для студенческого возраста, обостряют их течение. Как показано Э.Ф. Зеером, на стадии профессиональной подготовки возникает кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляющийся в первый и последний годы профессионального обучения. Он характеризуется недовольством отдельными учебными предметами, появлением сомнений в правильности профессионального выбора снижением интереса к учебе. За редким исключением, этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социально-профессиональную. Э.Ф. Зеер отмечает, что кризис ревизии и коррекции профессионального выбора имеет вялотекущий характер, однако перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяет выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности [8].

Обозначенный кризис на личностно-субъективном уровне инициирует у студентов-психологов так называемые «кризисы разочарования», которые могут рассматриваться как закономерные этапы профессионального становления психолога.

Как отмечают И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников, самым болезненным разочарованием становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал [14].

Помимо конфликтов профессионального самоопределения студентов психологических факультетов свойственны и другие виды внутриличностных конфликтов.

Страницы: 1 2 3


Электроэнцефалография как метод исследования. описание и анализ электроэнцефалограммы
Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т.е. суммарной биоэлектрической активности мозга. Описание ЭЭГ включает ряд параметров: частоту волн, их амплитуду, индекс выраженности, спектральные плотности ритмов и некоторые другие. По частоте волн различают следующие типы ритмических составляющих ЭЭ ...

Рекомендации
По фирме в целом: 1. совершенствование уровня оплаты труда в целях повышения мотивации деятельности сотрудников и роста эффективности производственного процесса; 2. совершенствование организации мероприятий, направленных повышение интеграции коллектива, способствующей снижению текучести кадров; 3. больше внимания уделять созданию бла ...

Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов. Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмот ...