Причины возникновения катастроф и кризисных явлений. Классификация катастроф

Информация о психологии » Психокоррекция стрессовых состояний жертв природных и социальных катастроф » Причины возникновения катастроф и кризисных явлений. Классификация катастроф

Кризис представляет собой ситуативную характеристику функционирования любого субъекта как следствие неопределенности в его внешней и внутренней средах. В наиболее общем виде кризисные явления, обусловленные воздействием внешних и внутренних факторов (неопределенности), классифицируются по следующим основным причинам их возникновения: внезапно наступившие непредвиденные события во внешней среде (изменение политической ситуации в государстве, изменение налогового законодательства и цен, колебания валютного курса и т.д.); изменения отношений субъекта управления с его контрагентами; изменения внутри субъекта управления; изменения, происходящие благодаря научно-техническому прогрессу, результатом чего является формирование новых подходов, взглядов и ориентиров. Степень предсказуемости кризисных явлений и ситуаций зависит от факторов, которые условно делятся на две группы: внешние факторы, не зависящие от субъекта управления (сложно поддающаяся оценке политика государства в отношении формирования экономической инфраструктуры, приоритеты в распределении государственных заказов и т.п.); внутренние факторы, зависящие от субъекта управления (недостаток финансовых средств на модернизацию оборудования, низкий уровень квалификации кадров, нехватка источников достоверной информации и др.). Основной причиной возникновения кризисных явлений специалисты считают неопределенность будущего развития экономики и производственных отношений, которая обусловливает сложности в прогнозировании деятельности субъектов хозяйствования. Термин «социальная катастрофа» требует специального пояснения. Например, катастрофа политическая означает, что политическая жизнь общества достигла экстремальной формы. Часто это происходит потому, что наступил политический или экономический кризис, что обычно сопровождается крахом существующих властных структур. Политическая катастрофа может повлечь за собой самые тяжкие последствия не только для развития политической жизни общества, но и для существования всей системы в целом.

По аналогии с вышесказанным термину «социальная катастрофа» можно дать следующее определение: это социальное бедствие, которое сопровождается ущербом, превосходящим критический уровень. В случае, если хотя бы один из параметров социальной системы достигнет критического значения, это и будет признано ущербом. Очень близко по своему значению к социальной катастрофе находится понятие «чрезвычайная ситуация». Это понятие чаще всего является экстремальной формой конфликтной ситуации, когда противоречие между человеком и природой естественной (биосферой), а также между человеком и природой искусственной (техносферой) достигает пика, угрожающего безопасности обеих сторон. Все социальные катастрофы можно подразделить на несколько групп. К примеру, по времени протекания они бывают скачкообразные, или лавинообразные, эволюционные, или вялотекущие. По масштабам их подразделяют на локальные, (масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия) национальные (которые охватывают несколько экономических районов, но не выходят за пределы страны), региональные (ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион) и глобальные (последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны)


Основы генетики
Центральным понятием генетики является «ген». Это элементарная единица наследственности, характеризующаяся рядом признаков. По своему уровню ген - внутриклеточная молекулярная структура. По химическому составу - это нуклеиновые кислоты, в составе которых основную роль играют азот и фосфор. Гены располагаются, как правило, в ядрах клеток ...

Потребности гиперактивного ребенка
В настоящее время школе характерны существенные противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка. 1). Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая ...

Особенности функциональных асимметрий у близнецов
По признакам асимметрии близнецы существенно отличаются от стальных представителей популяции. Например, среди близнецов НеРедко встречаются зеркальные пары, в которых один близнец являйся правшой, а другой — левшой. Широко распространено мнение, что леворукость среди близнецов встречается чаще, чем в общей популяции, однако специальное ...