Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте

Информация о психологии » Введение в психологию » Структурализм. Психология как наука о непосредственном опыте

Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвычайно велико. В. Вундту принадлежит первый опыт систематизации психологических знаний, получивший название структурализма. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Как отмечал ученик В. Вундта Э. Б. Титченер (1867—1927), «психолог отвечает на вопрос «что», разлагая внутренний опыт на его элементы. Он отвечает на вопрос «как», формулируя законы сочетания этих элементов. И он отвечает на вопрос «почему», объясняя душевные процессы, указывая на процессы, протекающие параллельно в нервной системе» (Титченер Э. Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 34). Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. «Предмет, метод и проблема психологии. Наука состоит из большой группы добытых наблюдением фактов, которые приведены в связь друг с другом и подчинены всеобщим законам. .Прежде всего ясно, что все науки имеют нечто общее в своем предмете; все они относятся с той или иной точки зрения к миру человеческого опыта. .Душа есть вся совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости от переживающего его индивидуума. Популярное представление о мире, в общих чертах, следующее. Мир заключает в себя или состоит из двух по существу различных субстанций: из материи и духа. Материя находится в окружающих нас физических телах; она повсюду заполняет пространство; она подчинена механическим законам, законам причинности. Дух находится в нас самих, а также, что весьма вероятно, в некоторых других живых существах; он не материален и не занимает пространства; он не подчиняется механическим законам, но может действовать свободно, по своему произволу; если он вообще подчиняется законам (как например, законам мышления в наших интеллектуальных процессах), то эти законы своеобразны и отличаются от законов природы. Несмотря на эти их различия дух и материя очень тесно связаны друг с другом в нас самих и в таких живых существах, которые имеют душу; ведь наше тело материально. Если они так связаны друг с другом, то они оказывают друг на друга воздействие — душа на тело и тело на душу. Сознание имеет два смысла. .В . первом смысле «сознание» означает, что душа воспринимает свои собственные процессы. Как, согласно популярному взгляду, душа есть то внутреннее Я, которое мыслит, вспоминает, выбирает, обсуждает и руководит движениями собственного тела, так и сознание есть внутреннее знание об этом мышлении . В своем втором смысле «сознание» тождественно с душой, и слово «сознательный» тождественно со словом «душевный». .Методом психологии является, как мы видим, наблюдение. Чтобы отличать его от наблюдения, которое применяется в естественных науках и состоит в наблюдении за внешними явлениями, в смотрении наружу,— психологическое наблюдение определяется как смотрение внутрь» (Титченер Э. Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 1—17). Э. Титченер, как и его последователи, видели в структурализме образец того, как должна строиться психология, и боролись против новых течений, вытеснивших структурализм к началу 1920-х гг. Структурализм и интроспекция подверглись критике со стороны функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии.

www.edubrilliant.ru


Обучающий эксперимент (А.Я. Иванова)
Принцип диагностического «обучающего эксперимента» может быть использован для перестройки любой экспериментальной методики. Эксперимент проводится по схеме, состоящей из трех этапов: ориентировочного, основного задания, аналогичного задания. Основное задание подбирается так, чтобы его конечный результат был строго определенным (неизвест ...

Анализ результатов исследования. Психологический портрет сотрудника охранного предприятия
Результаты, полученные автором в ходе экспериментальной работы, позволили составить психологический портрет сотрудника охранного предприятия, выявить наиболее значимые факторы, влияющие на его нервно – психическую устойчивость. Результаты по всей выборке характеризуются следующими данными: а) нервно – психическая устойчивость соответс ...

Структурные методы.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных ...