Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога
Страница 1

Информация о психологии » Особенности индивидуального стиля общения студентов, будущих психологов » Индивидуальные стили общения и их место в стилевом пространстве личности студента, будущего психолога

Коммуникативная деятельность, как и любая другая деятельность, характеризуется определенным стилем. В широком смысле слова стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) — устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее осуществления.

Он обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, B.C. Мерлин, Е.А. Климов и др.).

В собственно психологическом, узком смысле индивидуальный стиль - «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, .индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [7, с. 49].

В этом определении особенно подчеркивается, что это «индивидуальное своеобразное сочетание приемов и способов, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности» (B.C. Мерлин). Стиль деятельности включает ее операциональный состав, умения и навыки (В.Э. Чудновский), выявляя способности самого объекта и определяясь его индивидуально-психологическими и личностными особенностями.

Стиль деятельности связан со стилем саморегуляции. Оба рассматриваются как две взаимосвязанные стороны целостного индивидуального стиля активности, деятельности человека (В.И. Моросанова, Г.А. Берулава). В последнее десятилетие в это образование включается понятие когнитивного стиля, определяющего особенности познавательной деятельности и характеризующегося поленезависимостью, дифференциацией, аналитичностью. В настоящее время понятие «стиль» трактуется в очень широком контексте, как стиль поведения, стиль деятельности, стиль руководства (лидерства), стиль общения, когнитивный стиль И т.д.

Как подчеркивает Г.М. Андреева [2, с. 282], определенные К. Левиным стили поведения относились, прежде всего, к типу принятия решения руководителями. Были обозначены три стиля руководства: авторитарный, демократический и попустительский. В последующих исследованиях были введены такие его определения, как директивный, коллегиальный и разрешительный. Однако применительно к деятельности (поведению), взаимодействию, общению чаще всего используются обозначения, предложенные К. Левиным. В стиле выделяются две стороны: содержательная и техническая, т.е. формальная (приемы, способы). Ниже приводится полная характеристика формальной и содержательной сторон трех стилей по Г.М. Андреевой [2, с. 283—284]

Авторитарный стиль

Формальная сторона

Содержательная сторона

1. Деловые, краткие распоряжения.

Запреты без снисхождения, с угрозой.

Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Показ приемов — не система. Позиция лидера — вне группы.

Инструкции в форме предложений.

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание — с советами.

Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы.

2. Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме).

Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны.

Голос руководителя — решающий.

Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все.

Демократический стиль

Не сухая речь, а товарищеский тон.

Похвала и порицание — с советами.

Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера — внутри группы.

Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются

Попустительский стиль

Тон — конвенциональный.

Отсутствие похвалы, порицаний. Лидер не дает указаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в

стороне группы.

Дела в группе идут сами собой.

Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Страницы: 1 2 3 4 5


Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)
ФИО ребенка Возраст _ Дата заполнения _ Заполнил: родитель, психолог, педагог _ Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны. Агрессивность В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки. Физическая: ломает игрушки ...

Игра «Маленький зверёк»
Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приёмов можно осуществлять мышечный контроль. Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушисто ...

Социально- психологические проблемы исследования личности. Изучение личности как субъекта деятельности и её продукта
Чтобы преодолеть господствующую в психологии диадическую схему, нужно было прежде всего вычленить то "среднее звено", которое опосредствует связи субъекта с реальным миром. Поэтому мы начали с анализа деятельности, ее общего строения. Однако тотчас обнаружилось, что в определение деятельности необходимо входит понятие о ее пре ...