Теории и модели профессионального стресса
Страница 2

Рис.1.1. Мичиганская модель профессионального стресса

Другая известная модель профессионального стресса предложена J.E.Drath. Согласно этой модели (рис.1.2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения.

3. ВЫБОР РЕАКЦИИ

2. ВОСПРИНИ-

МАЕМАЯ

СИТУАЦИЯ

4. ПОВЕДЕНИЕ

1. СИТУАЦИИ

Последствие

Процесс Процесс

Когнитивной выполнения

оценки

Процесс

решения

Рис.1.2.Модель профессионального стресса (J.E.Drath)

M.J.Smith предложил общую модель профессионального стресса, отражающую содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов.(рис.1.3).

Существуют когнитивные подходы к моделям профессионального стресса. Наиболее детально механизм когнитивной оценки предлагает Т.Сох. По его мнению, этот механизм включает:

1) требования к индивиду;

2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы);

3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;

4) внешняя выдержка.

Каждая из теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения.

Рис.1.3. Общая модель профессионального стресса

Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н.И.Наенко[42], можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.

Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.

Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой – предметную и коррелятивную (причинно-след-ственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно связаны между собой - любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

Серьезные методологические проблемы связаны измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.

Страницы: 1 2 


Особенности развития психологии в средние века
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т.е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. Выбор V века обусловли ...

Развитие памяти дошкольника. Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет стольк ...

Профессионально-важные качества
Из полученных анкетных данных можно сказать, что основными положительными качествами являются: усердность, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность[56]. Это проявляется по отношению к работе. Сама работа по себе, проектирование аэропортов, несет большую ответственность, помимо того, что нужно рассчитать все так, что бы объекты эк ...