Теории и модели профессионального стрессаСтраница 2
Рис.1.1. Мичиганская модель профессионального стресса
Другая известная модель профессионального стресса предложена J.E.Drath. Согласно этой модели (рис.1.2) источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения.
|
|
|
|
Процесс Процесс
Когнитивной выполнения
оценки
Процесс
решения
Рис.1.2.Модель профессионального стресса (J.E.Drath)
M.J.Smith предложил общую модель профессионального стресса, отражающую содержание и характер взаимосвязи основных ее компонентов.(рис.1.3).
Существуют когнитивные подходы к моделям профессионального стресса. Наиболее детально механизм когнитивной оценки предлагает Т.Сох. По его мнению, этот механизм включает:
1) требования к индивиду;
2) индивидуальные особенности, навыки и общие способности адаптации к требованиям (личные ресурсы);
3) ситуационные ограничения, влияющие на процесс адаптации;
4) внешняя выдержка.
Каждая из теорий и моделей стресса внесла заметный вклад в развитие и понимание этого явления, но каждая из них имеет и свои ограничения.
Рис.1.3. Общая модель профессионального стресса
Общим для всех моделей психологического стресса является то, что авторы стремились определить его сущность через регистрируемые параметры. С этой точки зрения, как отмечает Н.И.Наенко[42], можно выделить два подхода в изучении этих показателей. Первый подход заключается в прямом сопоставлении психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности.
Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов.
Сопоставление теорий и концепций психологического и профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают два ракурса содержательной характеристик стресса: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой – предметную и коррелятивную (причинно-след-ственную). Эти два аспекта одной проблемы тесно связаны между собой - любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, также как любой психологический стресс внутриличностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.
Серьезные методологические проблемы связаны измерением стресса. Является ли стресс независимой переменной? Как следует рассматривать различия между индивидами и у конкретного индивида, но в разных ситуациях? Каково соотношение генетических и социокультурных факторов в происхождении стресса? Эти и многие другие вопросы пока остаются без ответа.
Практическое исследование и анализ полученных результатов
Цель и задачи исследования:
цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении способов оптимизации психологического стресса посредством идеомоторных методов. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
6. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, ка ...
Воображение как процесс и механизм творческого мышления. воображение как сквозной процесс,
входящий в творческое мышление
Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Образы воображения формируются не только путем перекомбинирования элементов представлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, я ...
Факторы лечебного действия систематической десенситизации.
Многочисленные исследования посвящены вопросу о том, какие факторы лечебного действия определяют эффективность данного метода, какие из них являются необходимыми и достаточными для эффективного проведения систематической десенситизации.
Исследователи отвечали на этот вопрос, последовательно исключая из метода и сравнивая эффективно ...