Групповая динамика и этапы работы группы
Страница 1

Групповая динамика — это развитие или движение группы, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой.

В групповую динамику входят: цели и задачи группы, сплоченность группы, нормы группы, позиция ведущего, структура группы и структура лидерства, групповые роли, фазы развития группы, этапы работы. Наиболее важный и требующий внимания процесс в тренинговой группе — сплоченность группы, под которой, как правило, понимается взаимное тяготение членов группы друг к другу. Это универсальное групповое явление наблюдается во всех тренинговых группах. К. Левин определяет ее как результат действия положительных сил взаимного притяжения и отрицательных сил взаимного отталкивания.

Развитию сплоченности тренер должен уделять особое внимание, потому что она является важным фактором успешности участников в достижении групповых задач. Для усиления сплоченности тренер использует весь арсенал методов тренинга. Можно сказать, что все, что делает тренер, направлено, в том числе, и на развитие сплоченности группы. Сплоченность ведет к созданию в группе атмосферы безопасности, к снижению психического напряжения, установлению искренних, доверительных отношений между участниками. Участники становятся более открытыми и спонтанными. Повышается ответственность и активность участников, что способствует целенаправленной групповой деятельности. Сплоченность выражается и в стремлении остаться в группе, в стремлении к сотрудничеству при решении общих задач и к сохранению группы.

Как на практике работать с групповой динамикой? Как только тренер появляется в группе (обычно это происходит еще до начала тренинга), он должен произвести на группу хорошее впечатление. Важно вести себя естественно, не суетиться, не хмуриться, обращаться к группе вежливо, улыбаться, в общем, быть приятным человеком. Вначале можно пошутить, но к месту; все расслабляются, улыбаются, возможно, этого достаточно, чтобы группа продвигалась в динамике к сплоченности быстро и легко. Далее в процессе всего тренинга тренер должен вести себя очень вежливо и корректно. Если большая часть участников на тренинге впервые, они могут чувствовать себя скованно, сидя в круге без столов. Это напряжение заметно с первых минут, и задача тренера — помочь участникам его преодолеть.

Бывает, группа сильно испугана, все напряжены. Чтобы снять напряжение, необходимо понять, в чем его причина. Например, можно спросить сразу после знакомства: как вы себя чувствуете? Далее, в зависимости от ответов, что-то можно прокомментировать, что-то свести к шутке, рассказать о плане работы. При необходимости можно сказать, что самое сложное задание мы уже выполнили, а теперь будем веселиться, а затем провести забавную разминку, например, «Зоопарк» с хлопками.

Важный момент. Если вначале несколько человек говорят, что они волнуются, чувствуют дискомфорт или что-то подобное, то часто бывает, что в конце дня они обязательно скажут, как поменялось (или не поменялось) их состояние. Возможно, они заметят, что вначале волновались, а сейчас прямо все такие родные, такие хорошие люди и им все так понравилось . Это очень хорошо. Значит, люди замечают изменения и начинают их ценить. Иногда изменения заметны уже через час, и важно обратить на это внимание группы. О состоянии группы можно спросить и не сразу после знакомства, если видно, что многие очень зажаты, а, скажем, через час, если стало заметно, что они немного расслабились.

Чтобы положительно повлиять на состояние группы, можно задать вопрос по поводу ожиданий и опасений от тренинга. Можно спросить у участников, был ли у них опыт участия в тренинге и что они ждут от очередного тренинга. Зачем это нужно? Очень часто бывает, что ожидания абсолютно неадекватны целям и задачам данного тренинга и люди явно ждут чего-то не того. Тогда вы можете сразу прокомментировать ситуацию, сказав, что у нас не будет таких упражнений, что мы будем заниматься только ситуациями, связанными с работой участников. Когда люди откровенно говорят о своих опасениях, то часть опасений можно сразу же развеять, пообещав, что мы не будем делать чего-то неприятного. Например, если тренинг проходит в какой-то организации, то необходимо сказать, что после тренинга не будет никаких оценок.

Страницы: 1 2 3 4


Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ре ...

Факторы социально-психологической напряженности
Понятие “конфликт на производстве” в течение длительного времени связывалось исключительно со сферой межличностных отношений и ограничивалось анализом социально-психологического климата. Наличие же социальных противоречий между отдельными группами работников, в том числе между управляемыми и управляющими, просто отрицалось. Однако в мин ...

Основные черты личности руководителя. Типы характеров
Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но вс ...