ИсследованиеСтраница 3
4. После повторить проделанное движение 2-3 раза, с открытыми глазами, сопровождая его поэтапными опережающими словесными командами. В нашем примере (стоя) такие команды выглядят так: "Кисти зашевелились! Руки оторвались от туловища . плавно, сами, поднимаются вверх!" Цель этого упражнения - наладить прочную идеомоторную связь между двумя системами - программирующей (мозг) и исполняющей (руки).
5. Необходимо освободить мозг от посторонних мыслей. Закрыв глаза и никуда не отвлекаясь, следует максимально сосредоточить свое внимание на сильном образе - желании начала задуманного идеомоторного движения, повторяя мысленно поэтапные самокоманды. В нашем примере - это мысленные самоприказы на плавный отрыв и "всплытие" рук. При этом, желая всплытия, наблюдать как идеомоторное мышечно-суставное чувство, автоматически, само, производит плавный отрыв и "всплытие" рук вверх.
6. Повторить предыдущее упражнение 2-3 раза без слов, на чистом образе-желании. При этом не думать о конечном результате, а сосредоточить все свое внимание-желание на начальном образе и самом процессе идеомоторного движения. В нашем примере, это надо сосредоточить внимание-желание на образе начального отрыва рук от бедер и процессе их дальнейшего движения вверх.
7. Если занимающийся (испытуемый) начинает сомневаться в своих личностных способностях и отказывается проделывать упражнения, необходимо сделать небольшую передышку.
Цель занятий: осмысление своего состояния и поведения на занятии, развитие умения фиксировать, регистрировать процесс и результаты собственного состояния. Отреагировать актуализированные проблемы. Ощутить состояние полного равновесия, гармонии, красоты, тишины.
Каждое занятие длилось 10 минут, всего было проведено 10 индивидуальных занятий с каждым из испытуемых. После занятий происходило совместное обсуждение ощущений. Общее время занятий составило: один час, сорок минут.
Ø Третий этап исследования: повторное диагностирование стрессового состояния и проверка эффективности идеомоторных методов.
На данном этапе исследования после проведения занятий по идеомоторике, через неделю было проведено повторное диагностирование тревожности у всех испытуемых с помощью того же теста (см. Приложение №1) и получили следующие данные, представлены на диаграмме ниже (рис. 6, 7):
Рис. 6
Рис. 7
Полученные данные указывают на эффективность проведенных занятий по идеомоторике. Психологический стресс снизился до показателя – «умеренной тревожности». Снизились показатели по ЛТ. Показатели РТ в первом исследовании были у 7 испытуемых, а после - их число сократилось до двух. В соответствии с концепциями и гипотезой нашего исследования основным методом воздействия на преодоление психологического стресса были использованы средства идеомоторики. Эффективность проведения занятий посредством идеомоторных методов составляет более 80% от всех испытуемых. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Методика анализа руководителей по Д. Керси и др
Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:
E(Extravertion) & I(Intraversion) - экстраверсия-интроверсия
S (Sensation) & N(iNtuition) - реализм-интуиция
T(Thinking) & F(Feeling) - логичность-эмоциональность
J(Judging) & P(Perceiving) - рассудительност ...
Влияние особенностей личности руководителя на психологический климат
коллектива
Состояние СПК является показателем управляемости процессами в коллективах. Это во многом зависит от активности руководителя, его творческого участия в делах коллектива. Е.С.Кузьмин и А.Л.Свенцицкий предложили следующие характеристики руководителя, непосредственно детерминирующие его отношение к подчиненным и психологическую атмосферу в ...
Проблема творческого мышления в психологии
Мышление как процесс интеллектуальной деятельности имеет сложное строение, зависящее от множества факторов, учитывая которые, необходимо развивать творческую составляющую интеллектуальных способностей.
Индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются уровнем общего интеллекта, т.е. высокий интеллект является необходимы ...