Идеомоторные методы как способ преодоления стресса
Страница 1

В основе действия самых различных методов лежит один и тот же механизм - возникающее при их использовании особое психофизиологическое состояние, в котором происходит психологическая разгрузка (снятие стресса) и переключение мозговой доминанты. Это состояние возникает при различных методах часто непроизвольно, например, при психоанализе, где считают, что помог именно психоанализ, тогда как психоанализ помогает именно тогда, когда в процессе его возникает это гармонизирующее состояние.

Люди всегда ищут в себе баланс подобными автоматическими движениями: ходят туда-сюда по комнате, качают ногой, постукивают пальцами по столу, покачиваются телом, крутятся в кресле и т.д. В чем же различие между нервными повторяемыми автоматическими движениями, например постукиваниями пальцев по столу или качаниями ногой, и управляемыми автоматическими идеомоторными движениями?

Термин «идеомоторика» состоит из двух частей: «идео» (мысленный) и «моторика» (движение), то есть дословно - «мысленное движение». Идеомоторика – это наш внутренний механизм, который основан на представлении выполнения движения и проявляет себя в жизни идеомоторными актами.

Отличие между нервными непроизвольными автоматическими движениями, снимающими напряжение, и сознательно управляемыми автоматическими движениями заключается в том, что сознательные автоматические движения вызывают не только психофизиологическую разгрузку, но являются и временным посредником между «сознанием» и «организмом», помогающим научиться навыкам управления своим состоянием, научиться снятию психологического напряжения, таково как стресс.

Каждое наше движение имеет свое представление в сознании. Любому сознательному движению предшествует создание его мысленного образа, результатом чего являются сигналы к конкретным мышцам нашего тела. При этом выполняется довольно сложный алгоритм анализа текущего состояния и внешних условий, но если движение повторяется часто и в типичных условиях, то наша нервная система сокращает эту процедуру до минимума.

Такой мысленный образ, при котором сигналы к мышцам идут даже в том случае, если мы не планируем выполнять движение, а только думаем о нем, называется идеомоторным образом действия. И если контроль мышечной активности недостаточно высок (или сознательно ослаблен), эти сигналы могут вызвать различные движения, т.е. произвести идеомоторный акт.

Идеомоторный акт – это непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия.

Идеомоторика – это разновидность более широкого психического явления, получившего название психомоторики

, в которой кроме идеомоторики можно выделить сенсомоторику (движение в ответ на сенсорные сигналы), координацию (дифференцирование и регуляция мышечных усилий), ловкость (по Н.А.Бернштейну - «двигательная находчивость»), психомоторные способности (потенциальные возможности человека в двигательной сфере) и другие.

Среди большого количества выполняемых нами движений есть немало таких, которые стали настолько привычными, что их выполнение почти не осознается. В этом случае говорят о формировании двигательного автоматизма, то есть «сворачивании» представления движения в сознании в целостный образ, который позволяет освободить внимание для других действий, и который иногда путают с рефлексом. Автоматизированное действие, несмотря на его «свернутость» в нашем мысленном представлении (подробнее в разделе об обучении двигательным действиям), всегда начинается изнутри, - с сознательного принятия решения что-то сделать и проходит под минимальным, но все, же контролем сознания. Рефлекс же является ответной реакцией организма на сигнал, осознание которого чаще всего происходит после выполнения движения. Большинство дополнительных движений, которые мы выполняем во время сосредоточенности на своих мыслях, разговоре или другом объекте, происходят идеомоторно. Цикличное хождение из угла в угол, покачивание ногой, покусывание карандаша и другие аналогичные движения задают определенный ритм, который способствует мыслительной или речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Составление опросника
Целью разработки опросника является создание теста, определяющего уровень тревожности у студентов последних курсов. Наш опросник (Приложение 3) был разработан на базе опросника Дж.Тейлора, который отражает личностную шкалу проявления тревоги. Разработанный нами опросник отражает уровень тревоги перед будущим у студентов последних курсо ...

Младший школьный возраст
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований определить готовность ребенка к начальному обучению. Семья приним ...

Личность как «самосознание»
В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто ...