Исследование отношения
к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности.
Организация
экспериментаСтраница 1
Цель эксперимента: Изучить отношение к материнству и смысловую сферу женщины в период беременности.
Задачи эксперимента:
1. Проанализировать отношения беременной женщины (к самой себе, окружающим и т.п.).
2. Рассмотреть особенности смысловой сферы женщины в период беременности.
3. По результатам эмпирического исследования разработать рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами. www.stablebank.ru
При изучении отношения к материнству и смысловой сферы беременной женщины были использованы «Тест отношений беременной» (ТОБ, И.В. Добрякова) (см. приложение 1), для исследования системы ценностных ориентаций беременных женщин нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay) (см. приложение 2), также была разработана социологическая анкета для получения дополнительных сведений об участниках эксперимента (см. приложение 3).
Концептуальной основной создания «Теста отношения беременной» послужила теория психологии отношений В.Н. Мясищева (1960), позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность по В.Н. Мясищеву есть динамическая система отношений, каждый блок теста ТОБ включает 3 раздела, в которых шкалируются различные понятия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Испытуемой предлагается в каждом блоке выбрать только одно утверждение, наиболее соответствующий её состоянию.
Блок А
(отношение женщины к себе беременной) представлен следующими разделами:
1. отношение к беременности;
2. отношение к образу жизни во время беременности;
3. отношение во время беременности к предстоящим родам.
Блок Б
(отношения женщины в формирующейся в течение девяти месяцев беременности системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:
1. отношение к себе, как к матери;
2. отношение к своему ребёнку;
3. отношение к вскармливанию ребёнка грудью.
Блок В (
отношения беременной женщины к отношениям к ней окружающих) представлен следующими разделами:
1. отношение ко мне беременной мужа;
2. отношение ко мне беременной родственников и близких;
3. отношение ко мне беременной посторонних людей.
На основе результатов методики ТОБ беременную женщину можно отнести к одной из трёх групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки.
Первая группа женщин включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД).
Вторая группа может быть названа «группой риска». В неё следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипонозогнозический, иногда тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-психических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.
Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД), но выраженность их клинических проявлений значительно больше, чем у представительниц второй группы. Сюда следует включать всех, имеющих депрессивный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индивидуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.
Виды и применения грпповой психокоррекци
Широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достиже ...
Запрос на психологическую помощь
Опосредованная психологическая помощь проходит три этапа:
– во-первых, происходит психотерапевтическое обучение основам аутодиагностики стрессогенных жизненных событий (дидактический этап);
– во-вторых, происходит анализ и оценка собственных эмоциональных переживаний: страха, раздражения, тревожности и т. д. (рефлексивный этап);
– в- ...
Становление произвольной памяти. Развитие опосредованного и
произвольного запоминания
В дошкольном детстве идёт процесс улучшение памяти ребёнка.[22] Если для восприятия возможности развития в этом возрасте ограничены, то для памяти они гораздо более широкие. Её совершенствование у детей-дошкольников может идти сразу по нескольким направлениям. Первое - это придание процессам запоминания произвольного характера, второе - ...