Интеллектуальное
сознание (интеллект)Страница 1
В действительности, связи между верхними уровнями сознания у человека неизмеримо сложнее и запутаннее, чем в вышеприведенной метафоре с боевым кораблем. И если эмоциональный уровень сознания в целом подчинен интеллекту, то он все же достаточно независим именно в вопросах оперативного управления. В большинстве ситуаций, когда требуется экстренное оперативное решение, это решение принимает именно уровень эмоционального сознания, а иногда – и уровень глубинного сознания. www.financeworth.ru
Если вам приходилось попадать в сложные, критические ситуации, связанные, например, с управлением автомобилем, то принятие решений в таких и подобных им опасных ситуациях исходят именно с уровня эмоционального сознания, а не интеллекта. Когда счет идет на десятые доли секунды, у вас нет возможности проанализировать критическую ситуацию интеллектом – он слишком медлителен – но ваши руки и ноги весьма согласованно производят целый ряд быстрых движений по управлению автомобилем . И очень часто такой способ позволяет избежать серьезной, а нередко и смертельной опасности. Только потом вы почувствуете страх и будете еще долго недоумевать: каким образом вам удалось избежать столкновения с другими участниками движения или пешеходами? Интересно, но те же действия по управлению автомашиной, так же быстро и согласованно, вам никогда не удастся повторить, используя только свой интеллект.
В приведенном примере можно заметить и другую особенность нашего сознания: в условиях реальной, а не мнимой опасности, резко обостряется острота восприятия внешнего мира (острота зрения или слуха, заметно улучшается глазомер, полностью подавляется вся второстепенная информация, не имеющая прямого отношения к создавшейся критической ситуации – человек способен не замечать боли, усталости, сонливости, холода и т. п.) Согласованность действий становится предельно возможной, а исполнение команд – практически мгновенным. Это можно считать и примером на использование резервов нашего сознания. Если угодна техническая аналогия, то использование потенциальных, но скрытых резервов соответствует форсированному режиму работы, например, двигателей самолета, с той лишь разницей, что у человека в “режиме форсирования работает не только двигатель”, но и другие важнейшие системы и, конечно, все уровни его сознания.
Что же такое интеллектуальное сознание или интеллект? Это новый уровень осознания человеком самого себя и окружающего реального мира. Предварительно можно дать такое определение[13]:
Интеллект (интеллектуальное сознание) – это способность к анализу, то есть пониманию, причинно-следственных связей внешнего мира, а также способность к прогнозированию (вероятному развитию) таких связей или событий.
Способность к анализу причинно-следственных связей, в той или иной степени, присуща и эмоциональному уровню нашего сознания. Но в общем и целом, интеллект, видимо, есть лишь высшее развитие таких способностей, хотя между этими уровнями сознания есть глубокие и, возможно, принципиальные различия – об этом речь пойдет несколько ниже.
“Корни” нашего интеллекта уходят в глубь нашего же эмоционального сознания, поэтому трудно, если вообще возможно, четко разделить верхние уровни сознания на полностью самостоятельные и независимые. Они слишком близки, часто дублируют и вмешиваются в работу друг друга, но раз уж люди считают себя единственными разумными созданиями и считают, что именно интеллект отличает нас от всех прочих животных, то следует ввести такое, во многом условное, разделение. Эти уровни, как уже было сказано, очень близки и, как правило, работают в общей связке, выполняя свою часть общей задачи.
Чтобы пояснить эту мысль, можно привести такой пример. Спортсмен готовится к очередной попытке в прыжках в высоту: он долго разминается, “примеряется и настраивается”, потом начинает уверенный разбег, мощным толчком отрывается от земли и преодолевает планку . Какой тип сознания был им задействован для решения поставленной задачи? Он использовал все уровни сознания: интеллект помогал ему внести необходимые корректировки (нужно учитывать силу и направление ветра, состояние дорожки для разбега и множество других факторов, влияющих на результат прыжка), эмоциональное сознание “отработало по полной программе” хорошо усвоенные навыки и опыт таких прыжков на многочисленных тренировках (стереотипы движения и поведения), глубинное сознание обеспечивало “техническую сторону” прыжка – именно оно в значительной мере способно мобилизовать внутренние резервы организма. При этом, заметьте, что все расчеты траектории бега и прыжка выполнило эмоциональное сознание (то, что обычно называют подсознанием).
Понятие коллектива. Развитие детского коллектива. Коллектив.
При помощи общения формируется коллектив.
В данной работе хотелось бы разделить два понятия группа и коллектив и уточнить их значения.
Группа
Условные
Реальные
Лабораторные
Большие
Естественные
Малые
орга ...
Оказание психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации
экстремальной ситуации
Одной из главных характеристик современного мира является нарастание частоты и масштабов появления экстремальных ситуаций, катастроф, к коим современная наука относит стихийные бедствия, техногенные катастрофы и непосредственные конфликты в виде вооруженных действий отдельных лиц. Все масштабные катастрофы несут в себе далеко идущие пос ...
Развитие непроизвольной
памяти
По соображению Р.С. Немова, у детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят о ...