Образ жизни и эволюция сознания
Страница 5

Технология мышления » Образ жизни и эволюция сознания

Если такие животные, проживающие рядом с человеком, как собаки или лошади достигли очень высокого уровня развития своего сознания благодаря человеку, то крысы – вопреки желанию людей. К слову сказать, домашние крысы являются также чемпионами по выживанию в самых сложных, вредных и опасных условиях. Нет более живучих созданий – по крайней мере среди млекопитающих – и этому редкому качеству они снова “обязаны” человеку. www.basicpsy.ru

Возвращаясь к рассмотренной цепочке типичных представителей животного мира, нетрудно заметить зависимость уровня сознания животных от их образа жизни: чем сложнее образ жизни, тем лучше развито сознание. Из этого следует достаточно очевидный вывод: уровень сознания находится в прямой зависимости от образа жизни. Но это не единственный вывод. Можно сделать и другой: изменение образа жизни влечет за собой изменение уровня сознания. Возможно, этот второй вывод не столь очевиден, однако его не трудно обосновать, пользуясь “методом от противного”: если бы уровень сознания не зависел от образа жизни и изменений этого образа жизни, то представители с высокоразвитым сознанием встречались бы среди животных, ведущих простой и даже примитивный образ жизни, либо наоборот – мозг животных стоящих на высших ступенях эволюции отличался бы гораздо более простой внутренней организацией и не был бы архисложным, чрезвычайно “запутанным” и самым таинственным органом в организме животных. Однако ни одно, ни другое не подтверждается научными или обыденными наблюдениями.

И второй момент: все вышеприведенные в этой главе примеры были рассмотрены в статичном положении, а не в динамике развития – это было сделано для простоты и наглядности изложения основной идеи. Динамика же развития сознания в том и состоит, что не существует в природе каких-либо раз и навсегда определенных, “закосневших”, застывших в своем развитии уровней сознания, точно также как не существуют в природе абсолютно неизменяемых видов животных. Даже те же кораллы, который, казалось бы, застыли в своем эволюционном развитии на миллиарды лет, в действительности, пусть чрезвычайно медленно, но изменяются. И наглядное тому подтверждение – многочисленность видов этих животных, которые в чем-то друг от друга отличны. То же можно сказать и о сознании животных: от поколения к поколению уровень сознания и, следовательно, сложность его организации, неуловимо, но меняется. Сознанию млекопитающих предшествовало сознание рептилий, сознанию рептилий – сознание земноводных, а им в свою очередь – сознание рыб и так далее. Но так как не всегда можно провести четкую границу между классами, семействами и тем более видами животных – всегда находятся виды, занимающих какое-то пограничное, промежуточное или спорное положение в сложной иерархии животного мира и, соответственно, в нашей классификации этого мира – точно так же нельзя провести и четкой, раз и навсегда обозначенной границы между уровнями сознания тех или других видов.

“Все течет, все изменяется” – этот классический афоризм как нельзя лучше отражает всю сложность эволюционных процессов в живой Природе. Можно сказать и иначе: все, что не изменяется, обречено на вымирание. (Сравните с высказыванием В. Г. Белинского: “Что не развивается, то не живет, а что не живет, то умирает .”) Таковы жесткие “правила” самой Природы и подтверждений этому несть числа: количество ранее существовавших, но вымерших по каким-то причинам видов, значительно превосходит количество ныне “здравствующих” видов животных.

В связи с этим любопытно, взглянуть на положение многих видов животных, которые практически не меняются сотни и тысячи миллионов лет и словно застыли в своем эволюционном развитии. Однако в действительности ситуация не столь проста, как кажется, более того – она парадоксальна. С одной стороны, животные, казалось бы, почти не изменяются, а с другой – более высокоорганизованные виды животных произошли именно от своих примитивных прототипов. Причем и те, и другие обычно представлены в наличии видами, отрядами, классами, типами . Здесь можно усмотреть некоторую аналогию и с происхождением самого человека: люди произошли от человекообразных обезьян, однако оба результата эволюции представлены в действительности – и сами люди, и их биологические предки, приматы.

Образ жизни первичен по отношению к сознанию и определяет его, но и здесь не все просто и однозначно. Можно заметить и обратную, хотя и не столь сильную зависимость, по крайней мере – в отношении млекопитающих: развитость сознания оказывает влияние на образ жизни и особенно хорошо видна эта обратная связь на ранних стадиях становления сознания. Детеныши млекопитающих (как и человека) в раннем детстве ведут намного более простой образ жизни, в первые дни и недели заняты исключительно едой и сном. Но в процессе формирования и становления их сознания это обратное влияние заметно уменьшается и становится намного слабее, чем прямая зависимость сознания от образа жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Социально - психологическая характеристика конфликта как этапа развития коллектива. Конфликт как показатель развития коллектива
В социальной психологии пока нет общепризнанного определения понятия конфликта. Некоторые специалисты рассматривают конфликт как противоречие между работниками из-за несовместимости их потребностей, мотивов, целей деятельности, отношений, взглядов, психологического склада. К.К. Платонов определяет конфликт как осознанное противоречие м ...

Исцеление музыкой
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья . (В.М Бехтерев) В седой древности уже было известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, та власть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предки использовали это свойство в различных жизненных обстоятельст ...

Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.[4] 6. Объём памяти - способность однов ...