Становление сознания человека
Страница 2

Технология мышления » Становление сознания человека

Для людей процессы деградации сознания носят еще более яркий и очевидный характер, для этого вполне достаточно проследить историю жизни любого безнадежного алкоголика или наркомана. По мере того, как сокращается мир интересов и желаний таких людей, упрощается и их сознание, количество стереотипов поведения быстро уменьшается, но роль оставшихся чрезмерно возрастает. Еще более характерен процесс упрощения их речи, в котором как в зеркале отражается уровень их сознания – в конце своего “падения” они легко обходятся всего несколькими десятками (!) слов. С построением сложных предложений у них явные проблемы и весьма типично для них употребление очень коротких, простых и часто незаконченных по смыслу фраз. По этой же причине (из-за ре-эволюции или деградации сознания) в их речи присутствует значительная доля ругательств и междометий, которыми они пытаются выразить все свои убогие и примитивные мысли или желания. www.fiteducation.ru

Любопытно, но из-за резкого ограничения употребляемого словарного запаса, роль недостающих слов начинают играть те же ругательства и междометия, которые приобретают многозначность и универсальность. Но так как по форме эти части речи практически неизменяемы, то необходимую смысловую нагрузку начинают нести вспомогательные средства языка: интонации, контекст употребления, а также жесты. Ругательства и междометия являются очень устойчивыми стереотипами речевого поведения, причем скорее всего именно эмоционального, а не интеллектуального уровня сознания. Достаточно вспомнить, что те же ругательства при соответствующих обстоятельствах даже у вполне воспитанных и нормальных людей вырываются как бы сами собой, а часто и вопреки желанию. Еще более любопытен другой нюанс вышеприведенного примера: использование таких вспомогательных – с нашей точки зрения – средств языка как интонаций, междометий и особенно жестов, было очень характерно для наших очень далеких предков, когда они только еще осваивали устную членораздельную речь[27].

По мере своего “падения” алкоголики и наркоманы все более утрачивают именно человеческое начало и все более скатываются на уровень животных. В последней стадии деградации сознания этих людей уже ничего не интересует в этом мире (кроме алкоголя и наркотиков), не интересует их и их собственная судьба. Такое поведение человека идет вразрез с основными инстинктами и в первую очередь – с инстинктом самосохранения, потому что такая “стратегия” несет в себе реальную угрозу не только здоровью, но и самой жизни. Это показывает, что процессы деградации сознания зашли очень далеко и затронули не только интеллектуальную и эмоциональную сферы, но и сферу рефлексов и инстинктов, то есть глубинное сознание человека. Только разрушением собственного сознания, видимо, и можно объяснить такое безразличие к своей собственной судьбе.

Вероятно, правы те, кто считает алкоголизм и наркоманию болезнями, а не просто пагубными страстями – процесс разрушения сознания носит явно патологический характер. И хотя очень часто те же алкоголики заканчивают свое бренное существование с диагнозом “цирроз печени”, однако главная и глубинная причина их смерти в разрушении собственного сознания.

Фазы развития человеческого плода в утробе матери всего за 40 недель проходят все основные этапы истории эволюции человека: сначала человеческий эмбрион своими очертаниями напоминает рыбу, затем – земноводное, пресмыкающееся животное, потом принимает черты, общие для млекопитающих, затем – обезьян, и наконец – принимает облик человека. Не менее любопытная картина происходит и с сознанием ребенка, точнее – с развитием и становлением его сознания.

Когда ребенок появляется на свет, то он в своей жизни руководствуется исключительно безусловными рефлексами (например, сосательным рефлексом), то есть – своим глубинным подсознанием. Первые дни своей жизни он занят только едой и сном. Но проходит не так много времени и ребенок начинает познавать мир, он осваивается со своими органами чувств и движения, у него начинает активно формироваться эмоциональное сознание. В возрасте всего лишь нескольких недель он начинает руководствоваться не только безусловными, но уже и условными рефлексами (например, на время кормления), а это показатель эмоционального сознания. К концу своего первого года жизни ребенок начинает ходить, произносить звуки, он уже понимает некоторые слова, отличает лицо матери от лиц других людей. Теперь он руководствуется не только условными и безусловными рефлексами, но и своими желаниями, причем с каждым прожитым днем центр тяжести переносится из области рефлексов в область желаний и эмоций.

Страницы: 1 2 3 4


Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ...

Систематическая десенситизация in vivo (в реальной жизни).
Систематическая десенситизация в воображении имеет ряд преимуществ по сравнению с системати­ческой десенситизацией in vito. Во-первых, она вызывает тревогу гораздо меньшей степени, чем погружение в такие же ситуации в ре­альной жизни. Во-вторых, при проведении систематической десенситизации в воображении можно представить та­кие ситуа ...

Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций, их разрешения не существует. Наличие большого количества причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой его возможности стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят ...