Становление сознания человека
Страница 2

Технология мышления » Становление сознания человека

Для людей процессы деградации сознания носят еще более яркий и очевидный характер, для этого вполне достаточно проследить историю жизни любого безнадежного алкоголика или наркомана. По мере того, как сокращается мир интересов и желаний таких людей, упрощается и их сознание, количество стереотипов поведения быстро уменьшается, но роль оставшихся чрезмерно возрастает. Еще более характерен процесс упрощения их речи, в котором как в зеркале отражается уровень их сознания – в конце своего “падения” они легко обходятся всего несколькими десятками (!) слов. С построением сложных предложений у них явные проблемы и весьма типично для них употребление очень коротких, простых и часто незаконченных по смыслу фраз. По этой же причине (из-за ре-эволюции или деградации сознания) в их речи присутствует значительная доля ругательств и междометий, которыми они пытаются выразить все свои убогие и примитивные мысли или желания. www.fiteducation.ru

Любопытно, но из-за резкого ограничения употребляемого словарного запаса, роль недостающих слов начинают играть те же ругательства и междометия, которые приобретают многозначность и универсальность. Но так как по форме эти части речи практически неизменяемы, то необходимую смысловую нагрузку начинают нести вспомогательные средства языка: интонации, контекст употребления, а также жесты. Ругательства и междометия являются очень устойчивыми стереотипами речевого поведения, причем скорее всего именно эмоционального, а не интеллектуального уровня сознания. Достаточно вспомнить, что те же ругательства при соответствующих обстоятельствах даже у вполне воспитанных и нормальных людей вырываются как бы сами собой, а часто и вопреки желанию. Еще более любопытен другой нюанс вышеприведенного примера: использование таких вспомогательных – с нашей точки зрения – средств языка как интонаций, междометий и особенно жестов, было очень характерно для наших очень далеких предков, когда они только еще осваивали устную членораздельную речь[27].

По мере своего “падения” алкоголики и наркоманы все более утрачивают именно человеческое начало и все более скатываются на уровень животных. В последней стадии деградации сознания этих людей уже ничего не интересует в этом мире (кроме алкоголя и наркотиков), не интересует их и их собственная судьба. Такое поведение человека идет вразрез с основными инстинктами и в первую очередь – с инстинктом самосохранения, потому что такая “стратегия” несет в себе реальную угрозу не только здоровью, но и самой жизни. Это показывает, что процессы деградации сознания зашли очень далеко и затронули не только интеллектуальную и эмоциональную сферы, но и сферу рефлексов и инстинктов, то есть глубинное сознание человека. Только разрушением собственного сознания, видимо, и можно объяснить такое безразличие к своей собственной судьбе.

Вероятно, правы те, кто считает алкоголизм и наркоманию болезнями, а не просто пагубными страстями – процесс разрушения сознания носит явно патологический характер. И хотя очень часто те же алкоголики заканчивают свое бренное существование с диагнозом “цирроз печени”, однако главная и глубинная причина их смерти в разрушении собственного сознания.

Фазы развития человеческого плода в утробе матери всего за 40 недель проходят все основные этапы истории эволюции человека: сначала человеческий эмбрион своими очертаниями напоминает рыбу, затем – земноводное, пресмыкающееся животное, потом принимает черты, общие для млекопитающих, затем – обезьян, и наконец – принимает облик человека. Не менее любопытная картина происходит и с сознанием ребенка, точнее – с развитием и становлением его сознания.

Когда ребенок появляется на свет, то он в своей жизни руководствуется исключительно безусловными рефлексами (например, сосательным рефлексом), то есть – своим глубинным подсознанием. Первые дни своей жизни он занят только едой и сном. Но проходит не так много времени и ребенок начинает познавать мир, он осваивается со своими органами чувств и движения, у него начинает активно формироваться эмоциональное сознание. В возрасте всего лишь нескольких недель он начинает руководствоваться не только безусловными, но уже и условными рефлексами (например, на время кормления), а это показатель эмоционального сознания. К концу своего первого года жизни ребенок начинает ходить, произносить звуки, он уже понимает некоторые слова, отличает лицо матери от лиц других людей. Теперь он руководствуется не только условными и безусловными рефлексами, но и своими желаниями, причем с каждым прожитым днем центр тяжести переносится из области рефлексов в область желаний и эмоций.

Страницы: 1 2 3 4


Проблема и стили общения в современной психологии. Понятие и основные характеристики общения
Общение как специфическое социальное отношение издавна привлекало внимание философов и представителей других областей общественной мысли. В наши дни общение стало предметом специального изучения в целой группе наук — прежде всего, в общей и социальной психологии, в социологии, педагогике, в этнографии, в этике и эстетике и других науках ...

Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. Методы работы учителя с гиперактивными детьми
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: · развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения; · отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; · важно, при возможности, вести работу с гневом. Коррекционная раб ...

Причины, по которым дети и подростки начинают пить
Анализируя в целом современные зарубежные исследования по проблеме алкоголизации молодежи, можно отметить ряд характерных особенностей. Многие полученные в этих работах данные, с одной стороны, позволяют выявить динамику алкоголизации, оценить эффективность проводившихся мероприятий по борьбе с употреблением алкоголя детьми и подросткам ...