Психологические аспекты формирования самооценки у подростков
Страница 1

Информация о психологии » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Но все же, как самооценка формируется у подростков и как она влияет на него [11, с.70-74].

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить Собственное Я с идеальным Я.

По мнению К. Роджерса представление о себе, если Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам [12, с. 223 - 224].

Также усиливается склонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [13, с. 160- 161].

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной значимости. Всё это может приводить к беспокойству и переоценке себя как личности [14, с.95].

Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценки у него части возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [15, с. 181 - 182].

Также подросток переоценивает свои действия и поступки. Больше подросток ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым авторитетом, как раньше. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оценивают отношения и поведение учителей [16, с. 134 - 135].

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает его ранимость [17, с. 201].

Из этого следует: чем богаче опыт и выше уровень мировоззрения человека, тем больше значение в его развитии приобретают обращение к себе, самооценка своих личностных качеств. В этом смысле самооценка выступает как относительно устойчивое представление личности о себе, которое является результатом многократного и многостороннего самооценивания [18, с. 25].

Самооценка тесно связана с социально – психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус - понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Исследования отечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи самооценки и социально-психологического статуса. Она положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков.

Так же было выявлено: чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или выше отрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу «отвергаемых».

Причину такого поведения некоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. Они указывают, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [19, с. 20-21].

Страницы: 1 2