Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе
Страница 2

Информация о психологии » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Методика исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе

Процедура включает в себя ряд этапов.

Подготовительный этап. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и социально-демографическими характеристиками группы.

Первый этап. Основная задача - замотивировать испытуемых для проведения дальнейшего опроса. На этом этапе формируется содержание социометрических примеров.

Второй этап. Проведение собственного опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, их заполнение опрашиваемыми и сбор карточек. Каждый член группы должен ответить на вопросы, сформулированные в социометрической карточке, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими. Сам опрос может происходить как в письменной, так и в устной форме.

Этап обработки. Обработка информации, представление её в свёрнутом виде, проверка надёжности полученных данных.

Завершающий этап. Получение выводов и рекомендаций [25, с. 130-141].

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками личных качеств, такие как здоровье, способности, характер и так далее. Обследуемым предлагается на вертикальным линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задачи.

Состав методики: Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отмечает испытуемый , как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Методика может проводиться как фронтально – с классами, группой, так и индивидуально. Время, отводимое на выполнение задания, 10-12 минут.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 70 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. От 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистичное, некритичное отношение детей к собственным возможностям. Менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

ВЫСОТА САМООЦЕНКИ.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

От 75 до 100 и выше свидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности.

Ниже 45 баллов указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и говорит о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Наше исследование состоит из нескольких этапов:

1) Описание методов исследования

2) Проведение самого исследования

3) Обработка результатов

4) Интерпретация полученных данных

5) Выводы

Исследование проводилось в УО «Государственная гимназия №3 г. Витебска имени А.С. Пушкина». В качестве респондентов выступали подростки 15-16 лет 9 «А» класса.

Результаты представлены в таблице 2.3.1.

Страницы: 1 2 


Основные черты личности руководителя. Типы характеров
Характер человека — врожденное состояние, но существенную роль в его формировании играет воспитание и ближайшее окружение (микросоциум). Личность — это сложная организация шести систем: гомеостатической, эмоциональной, перцептивной, когнитивной, моторной и системы побуждений. Каждая система имеет определенную степень автономности, но вс ...

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие
Прежде чем установить взаимосвязь социальной среды и игровой деятельности ребенка, проанализируем такую сложную категорию, как личность и ее развитие. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого фен ...

Контрольные вопросы психогенетика
1. Предмет и задачи психогенетики. 2. История развития психогенетики. 3. Вариативность. Определение понятия. 4. Основные понятия теории наследственности. 5. Наследование. Определение понятия. 6. Генотип и фенотип. 7. Генотип, ген, аллель. 8. Доминантность. Определение понятия. 9. Рецессивность. Определение понятия. 10. Хромосом ...