Личность как «самосознание»

Психология развития личности » Личность как «самосознание»

В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому, как и в любой установке, в образе «Я» можно выделить три компонента:

1. познавательный – знание себя, самосознание.

2. эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе.

3. поведенческий – особенности регуляции собственного поведения.

Таким образом, самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделять себя и собственную жизнедеятельность. Самосознание отличает личность от других психических индивидов. Обращённость на себя, способность сознавать себя возникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.

Проблема самосознания человека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это может отразиться на его личности.

В отечественной психологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в контексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются более специальные вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и её связь с оценками окружающих. Человек имеет те или иные представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в ближайшем и относительно удалённом будущем. В ходе обретения опыта, в результате пережитых успехов, неудач знания человека о себе изменяются (пополняются, уточняются). Они - основа самоконтроля, саморегуляции поведения. Самосознание-это не просто разновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге его поступков. Персонологический подход.

В качестве первостепенных факторов, этот подход выдвигает сознание и самосознание субъекта, актуализируя проблему самореализации личности, личностного выбора, формирования творческой личности.


Материалистическое учение о душе в античной психологии
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Первые представления о ду ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте. Организация исследования
Рассмотрев теоретическую базу нашей темы, мы перейдем к практическому доказательству нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать. Предметом нашего исследования - анализ установок в общении и условия эффективного восприятия речи подростков. Исследование проводилось на базе СШ № ...

Теории и модели профессионального стресса
В течение последних лет отмечается устойчивый интерес исследователей к изучению природы профессионального стресса. Развитие стресса в профессиональной деятельности является важнейшей проблемой. В обзорах литературы по этой проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, рабочая перегрузка и ...