Личность как «самосознание»

Психология развития личности » Личность как «самосознание»

В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому, как и в любой установке, в образе «Я» можно выделить три компонента:

1. познавательный – знание себя, самосознание.

2. эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе.

3. поведенческий – особенности регуляции собственного поведения.

Таким образом, самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделять себя и собственную жизнедеятельность. Самосознание отличает личность от других психических индивидов. Обращённость на себя, способность сознавать себя возникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.

Проблема самосознания человека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это может отразиться на его личности.

В отечественной психологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в контексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются более специальные вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и её связь с оценками окружающих. Человек имеет те или иные представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в ближайшем и относительно удалённом будущем. В ходе обретения опыта, в результате пережитых успехов, неудач знания человека о себе изменяются (пополняются, уточняются). Они - основа самоконтроля, саморегуляции поведения. Самосознание-это не просто разновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге его поступков. Персонологический подход.

В качестве первостепенных факторов, этот подход выдвигает сознание и самосознание субъекта, актуализируя проблему самореализации личности, личностного выбора, формирования творческой личности.


Вычисление коэффициента дискриминации
Исходя из того, что в нашем опроснике каждое задание будет оцениваться по двухбалльной шкале («верно», «не верно»), мы вычисляем коэффициент дискриминации по формуле: r= , где r-коэффициент дискриминации, - среднее арифметическое оценок по тесту у испытуемых, правильно выполнивших задание в соответствии с ключом, N+-число испытуемых ...

Английская ассоциативная психология. Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Милль, Д. Гартли
Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Гартли выделяет в структуре психики две подструктуры, - два круга, - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является ...

Генетический полиморфизм
Мутации — основной источник генетического полиморфизма, т.е. наличия в популяции нескольких аллелей одного локуса. Полиморфная природа ДНК позволила разработать системы методов генетического и психогенетического анализа, которые позволяют определить и картировать целый ряд генов, вовлеченных в формирование индивидуальных различий по исс ...