Личность как «самосознание»

Психология развития личности » Личность как «самосознание»

В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому, как и в любой установке, в образе «Я» можно выделить три компонента:

1. познавательный – знание себя, самосознание.

2. эмоционально-оценочный – ценностное отношение к себе.

3. поведенческий – особенности регуляции собственного поведения.

Таким образом, самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки. Благодаря самосознанию человек может выделять себя и собственную жизнедеятельность. Самосознание отличает личность от других психических индивидов. Обращённость на себя, способность сознавать себя возникает у человека во взаимодействии с другим человеком, культурой, обществом.

Проблема самосознания человека чрезвычайно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития, в разных ракурсах. Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из них преобладает над другими, то это может отразиться на его личности.

В отечественной психологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в контексте более общей проблемы личности. С другой стороны, раскрываются более специальные вопросы, прежде всего раскрывающие особенности самооценки и её связь с оценками окружающих. Человек имеет те или иные представления о том, каким он был раньше, каким является сейчас, воображает себя в ближайшем и относительно удалённом будущем. В ходе обретения опыта, в результате пережитых успехов, неудач знания человека о себе изменяются (пополняются, уточняются). Они - основа самоконтроля, саморегуляции поведения. Самосознание-это не просто разновидность знаний человека о себе, а психическая целостность, относительно устойчиво характеризующая данного человека и изменяющаяся в итоге его поступков. Персонологический подход.

В качестве первостепенных факторов, этот подход выдвигает сознание и самосознание субъекта, актуализируя проблему самореализации личности, личностного выбора, формирования творческой личности.


Воображение как процесс и механизм творческого мышления. воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление
Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Образы воображения формируются не только путем перекомбинирования элементов представлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, я ...

Упражнение «Инструкция»
Ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать чёткие указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполнен ...

Цели и задачи исследования
Объект исследования: память. Предмет исследования: память детей дошкольного возраста Цель исследования: Выявление особенности проявления образной памяти у детей дошкольников. Задачи исследования: 1. Определение уровня развития образной памяти у дошкольников. 2. Изучение зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминае ...