Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в
процессе изучения иностранного языкаСтраница 1
В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования мотивации.
Неэкспериментальные методы:
· Наблюдение
· Анкетирование
· Беседа (интервью)
· Изучение продуктов деятельности учащихся
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации. Наблюдение можно использовать в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Наблюдение как метод исследования мотивации учения и профессионального самоопределения может использоваться не только на уроке, но и во внеклассной работе. Объектом наблюдения в этом случае могут стать избирательность круга чтения, любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях при посещении различных выставок и т.д. (26, 98-99)
Анкетирование, как и наблюдение, - один из наиболее распространенных методов изучения мотивации профессионального самоопределения.
Обычно применяют несколько типов анкет: 1.анкеты составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов (мотивов – целей) учащихся; 2. анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов, из которых учащийся выбирает наиболее подходящий.
В качестве примера можно привести методику Т.Д. Дубовицкой. С помощью которой можно выявить направленность учебной мотивации. Учащимся предлагается начертить следующую табличку:
№ вопроса предмет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Иностранный язык |
После чего ответить на данные высказывания и выразить свое отношение к изучаемому предмету, поставив соответствующую оценку, используя для этого следующие обозначения: верно (++); пожалуй, верно (+-); пожалуй, неверно (-+); неверно (--). В анкету включено 20 высказываний.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).
Ключ:
ДА |
1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19 |
НЕТ |
3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20 |
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминируется внешняя мотивация изучения предмета.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация;
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Методика может использоваться:
1. для выяснения причин неуспеваемости учащихся;
2. для выявления категории учащихся в зависимости от направленности мотивации изучения предмета;
3. для обеспечения психологического сопровождения учащихся в процессе обучения;
4. для исследования эффективности преподавания учебных дисциплин и поиска резервов его совершенствования;
5. в преподавании курсов педагогической психологии, педагогике и психодидактике в ВУЗах и педагогических колледжах для практического знакомства студентов с различными видами мотивов учебной деятельности и поиска методов и приемов активизации мотивационной сферы учащихся.
Результаты исследования могут рассматриваться:
1. как показатель эффективности (качества), применяемый учителем методики обучения (сравнение результатов исследования мотивации в контрольных и экспериментальных классах);
Виды коммуникаций в организации
По субъекту и средствам коммуникации
Межличностные коммуникации
Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий
По форме общения
Вербальные
Невербальные
По организационному признаку
Вертикальные
Горизонтальные
Диагональные
По каналам общения
Формальные
Неформальные
По н ...
Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности [7, c.11-13].
Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проя ...
Социально - психологическая cпецифика управления
предприятиями ресторанного бизнеса
Значительный сегмент общего рынка обслуживает исключительно ресторанный бизнес, который считается одним из самых рискованных с точки зрения вложения средств, самым непредсказуемым с точки зрения планирования прибыли и рентабельности. Но, вместе с тем, в ресторанном бизнесе есть настолько привлекательные черты, настолько широкие возможно ...