Навык в процессе усвоения. Определение навыка, его формирование
Страница 2

Информация о психологии » Процесс усвоения в учебной деятельности » Навык в процессе усвоения. Определение навыка, его формирование

Если сопоставить рассмотренные периоды построения навыка, предложенные Н.А. Бернштейном, и этапы развития навыка по Л.Б. Ительсону, то обращает на себя внимание общность подхода к формированию навыка как построению сложной двигательной системы, хотя Ительсоном рассмотрена собственно психологическая сторона этого построения (в терминах цели, действия, способа, контроля, а также в плане внутренней стороны этой деятельности, т.е. мыслительных, аналитико-синтетических операций, которыми она реализуется). Существенно, что этапы развития навыка, по Л.Б. Ительсону, суть проекция общей схемы усвоения. Это иллюстрирует общность процесса усвоения знаний и выработка действий.

Развитие навыка по Л.Б. Ительсону

Этап развития навыка

Характер навыка

Цель навыка

Особенности выполнения действия

Ознакомительный

Осмысливание действий и их представление

Ознакомление с приемами выполнения действий

Отчетливое понимание цели, но смутное - способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии

Подготовительный (аналитический)

Сознательное, но неумелое выполнение

Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения

Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль

Стандартизирующий (синтетический)

Автоматизация элементов действия

Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие

Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю

Варьирующий (ситуативный)

Пластическая приспособляемость к ситуации

Овладение произвольным регулированием характера действия

Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция)

Страницы: 1 2 


Учение Аристотеля о душе
Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме. Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя ...

Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49]. Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?» Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа) 1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а ...

Адекватное восприятие конфликта
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся: · «иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника ...