Особенности трехлетнего возраста
Страница 1

Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он просто криком орал из-за невозможности сказать.

Так во многих случаях начинается кризис трех лет, кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5 – 4 года. У некоторых детей он протекает ярко выражено у других напротив незаметно. Кризис начинается и завершается незаметно, аффективные вспышки, капризы, конфликта с близкими. Вот основные признаки трех лет.

Упрямство которое пронизывает практически всё поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем.

Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

Строптивость которую ребенок проявляет отказываясь выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще всё разрешает).

В этот период для ребенка становиться особенно важно достигнуть поставленной цели к которой он идет через все преграды проявляя своеволие. Если ребенок что то захочет он будет добиваться этого всеми ему известными способами начиная от вежливой просьбы заканчивая капризами угрозами.

Ребенок заставляет родителей делать то что он хочет, тем самым проявляя деспотизм, но не только деспотизм может проявляться на родителях он может проявиться и на младших братьях или сестрах.

В этот период очень часто взрослые замечают что их ребенок реагирует на них негативно. Эта реакция не на то что предложил взрослый, а на то что это исходит именно от него. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка у пище.

Многие родители в этот период начинают говорить о том что их ребенок испортился или его испортил детский сад или улица и так далее. Ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, хамить так проявляется симптом обесценивания. Если такое поведение оставить без внимания то в последствии синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка и исправить все уже будет поздно.

Все эти симптомы говорят о том, что начал происходить значительный сдвиг в развитии ребенка. Ребенок постоянно развивается, всякому развитию свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).

Такое поведение ребёнка вызвано становлением личности ребёнка, становлением самосознания ребенка Появляется его собственное «Я», он начинает осознавать себя как личность, воспринимать окружающую действительность со своей собственной колокольни, через призму своих пониманий, знаний и интересов. Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".

У детей начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Вместо автономии возникают чувство стыда и неуверенности. Поэтому в этот период, необходимо дать ребёнку пройти этот кризис, этап становления его как самостоятельного субъекта. Родителям нельзя ограничивать в этот период проявления независимости ребенка, наказывать или высмеивать всякие попытки самостоятельности.

Возраст очень маленький, и, несмотря на рождение личности в душе ребёнка, объяснить ему что-то доступно, конечно трудно. Поэтому следует просто предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э. Эриксон).

Страницы: 1 2 3


Особенности волевого поведения
Понятие «воля» определяется в психологии как одно из высших проявлений человеческой активности. Волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определенной цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение все ...

Воздействие стереотипов на поведение людей
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать, на что – либо должным образом – иными словами, к созданию установок, штампов поведения полезных для человека и общества. Уже в раннем возрасте родители сознательно и бессознательно влияют на образцы поведения: "Не плачь - ты ...

Классификация методов психокоррекционной работы
Две группы методов: 1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции; 2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обуславливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности. Методы пси ...