Метод непосредственного наблюдения.
Страница 3

Информация о психологии » Основные методы психологии труда » Метод непосредственного наблюдения.

Экспериментальные психологические и физиологические пробы (на схеме 1д) позволяют дополнить непосредственное наблюдение объективными замерами некоторых психофизиологических изменений по ходу выполнения профессиональной деятельности. Они позволяют как бы «увидеть» некоторые особенности проявлений психики, которые недоступны прямому наблюдению. Чисто психологические пробы, как правило, можно брать, только отрывая рабочего от его труда. В связи с этим их применяют обычно «до» и «после» работы, а также в обеденный перерыв или при «вынужденных паузах». Они должны: занимать минимальное время и быть сугубо целенаправленными, т. е. быть строго обусловлены характером данной профессиональной деятельности, не требовать сложной аппаратуры. Это могут быть краткие измерения объема внимания, его концентрации, распределения и переключения, скорости и точность двигательных реакций, объема кратковременной памяти, быстроты решения некоторых мыслительных задач и т. п. В условиях реального производства могут быть с успехом использованы физиологические и психофизиологические пробы, по которым косвенно можно судить о психических состояниях рабочего. Развитие экспериментальной техники позволяет в настоящее время брать некоторые из этих проб, не отрывая работника от его труда. С помощью системы специальных, не мешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять (в ряде случаев даже дистанционно) частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечный тонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замеры частоты слияния мельканий (ЧСМ), хроноксии, регистрировать движения глаз, повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, кожно-гальванические и сосудистые реакции снимать электромиограмму, электрокардиограмму, электроэнцифалограмму и др. Детальная расшифровка результатов эти наблюдений позволяет многое добавить к материалам прямого наблюдения. Конкретному применению физиологических и психофизиологических проб отводится, немало места в многочисленной литературе по психологии и физиологии труда, к которой мы и отсылаем читателей.

Страницы: 1 2 3 


«Бездомный заяц»
Цель: игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми. Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50см. Расстояние между кругами – 1-2м. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно ...

Юность
Юность наиболее воспеваемый период жизни – самое начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условны ...

Трансперсональная психология
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология . Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественност ...