Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения
Страница 1

Информация о психологии » Влияние изучения иностранного языка на профессиональное становление старших школьников » Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения

Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится. ua.musictext.net

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А, Климова, где как раз и выделяется стадия "оптации" (Климов, 1983, с. 53-62):

1) стадия пред-игры (от 0 до 3 лет);

2) стадия игры (от 6 до 8 лет);

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);

4) стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет);

5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);

6) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).

Рассмотрим юношеский возраст более подробно.

Ученые дают разные возрастные рамки данного периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет.

Юность – это время выбора жизненного пути. Социальная ситуация развития

характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь

. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит формирование как личности.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества.

Ведущая деятельность

– учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление

в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, появляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззренческий опыт включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни.

(11, 164-165)

Особую известность за рубежом имеет периодизация '' Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов "профессиональной зрелости" (см. Михайлов, 1975; Super, 1983, 1985):

1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет);

2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);

4) поддержание создания устойчивого профессионального положения (45- 64 года);

5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 - и более лет .).

Страницы: 1 2 3


Мысль и слово
Все попытки объяснить сознание человека, так или иначе, но связаны с одним из важнейших вопросов: “Что появилось раньше – мысли или слова?” Обычно рассматривают три варианта: а) сначала – мысли, потом – слова; б) сначала – слова, потом – мысли; в) мысли и слова появились одновременно. Но всего таких вариантов может быть шесть – это ...

Сократ и сократические школы
Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть на ...

Культурно–антропологическая интерпретация личности
Для психологии значение культурно-антропологических интерпретаций личности является, однако, иллюзорным: они неизбежно ведут к антипсихологизму. Уже в 40-х годах Линтон указывал на возникающую здесь трудность, которая состоит в том, что культура реально существует лишь в своей концептуализированной форме как обобщенный "конструкт&q ...