Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального
самоопределенияСтраница 1
Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится. ua.musictext.net
В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А, Климова, где как раз и выделяется стадия "оптации" (Климов, 1983, с. 53-62):
1) стадия пред-игры (от 0 до 3 лет);
2) стадия игры (от 6 до 8 лет);
3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);
4) стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет);
5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);
6) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).
Рассмотрим юношеский возраст более подробно.
Ученые дают разные возрастные рамки данного периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет.
Юность – это время выбора жизненного пути. Социальная ситуация развития
характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь
. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит формирование как личности.
Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества.
Ведущая деятельность
– учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.
Мышление
в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, появляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность.
Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззренческий опыт включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности.
Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни.
(11, 164-165)
Особую известность за рубежом имеет периодизация '' Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов "профессиональной зрелости" (см. Михайлов, 1975; Super, 1983, 1985):
1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет);
2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
4) поддержание создания устойчивого профессионального положения (45- 64 года);
5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 - и более лет .).
Особенности эмоционально-личностных отношений
матери и ребенка-инвалида (на примере младшего школьного возраста)
Межличностные отношения между матерью и ребенком-инвалидом в силу специфических особенностей социальной ситуации развития могут рассматриваться как основной механизм формирования и развития личности ребенка. Известно, что эмоциональные связи между матерью и ребенком являются основой формирования ценностного отношения ребенка к себе, к д ...
Простой линейный регрессионный анализ
Общий вывод из полученных результатов можно сформулировать следующим образом. "R" , т.е. значения квадратного корня из коэффициента детерминации (аналог корреляционного коэффициента Спирмена в простом линейном регрессионном анализе) характеризуют анализируемые связи, в основном, как имеющие среднюю силу. Однако полученные знач ...
Исследование влияния социальных факторов на
становление личности ребенка
Цель наблюдения: определение уровня социализации детей, исследование воздействия игровой деятельности на становление личности ребенка.
Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5—6 лет проводились в игре в «больницу», в естественных условиях, протоколирование проводилось методом записи происходящего.
Игра происходила с ...