Основные мнестические процессы. Формы организации мнемтических процессов. Индивидуальные особенности мнестической деятельности. Основные мнестические процессы
Страница 2

Информация о психологии » Индивидуально–психологические особенности проявлений мнестических процессов » Основные мнестические процессы. Формы организации мнемтических процессов. Индивидуальные особенности мнестической деятельности. Основные мнестические процессы

По мнению Г. Эббингауза, — забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости. Г. Эббингауз описал также ряд закономерностей запоминания:

1) простые события в жизни, сопровождающиеся сильными переживаниями (оказывающими впечатление) запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше;

2) сложные, по менее интересные события (эмоционально нейтральные) запоминаются хуже эмоционально значимых;

3) лучшему процессу запоминания и воспроизведения способствует повышенная концентрация и сосредоточенность внимания на информации;

4) между точностью воспроизведения и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

5) при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец (“эффект края”);

6) для ассоциативной связи впечатлений и их воспроизведения важным является, составляют ли они логически связанное целое или представляют собой разрозненные элементы;

7) редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, банальные.

Для уменьшения забывания, кроме понимания и осмысления информации, важным моментом является повторение. Первое повторение рекомендуется проводить через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти обычно остается только 50% механически заученной информации. Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания: в первый день 1-2 повторения, в третий и седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом 7-10 дней. Считается, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.

Систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Известно, что наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное, отсроченное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным в психологии называют реминисценцией (от лат. reminiscentia — припоминание). Оно обусловлено снятием охранительного торможения, вызванного утомлением нервных клеток в процессе заучивания. Из этого вытекает практически важная рекомендация: непосредственно перед экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день до предстоящего экзамена.

В медицине термином "реминисценция" более принято обозначать состояние яркого воспоминания, казалось бы, уже давно забытого материала прошлого. В патологии часто встречаются "ложные воспоминания" -псевдореминисценции, когда события отдаленного прошлого вспоминаются как события, произошедшие совсем недавно.

Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление получило название ретроактивного (действующего назад) торможения. Оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или деятельность, которая требует значительных усилий. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения.

Страницы: 1 2 3


Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка
Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются: □ рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках; □ проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, н ...

Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста. Общение мальчиков и девочек
Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бесс ...

Особенности влияния изучения иностранного языка на профессиональное самоопределение школьника. Преимущество изучения иностранного языка на раннем этапе развития ребенка
История обучения неродному (иностранному) языку насчитывает многие столетия, если принять во внимание опыт обучения «мертвым» языкам – древнегреческому и латинскому – и опыт обучения современным языкам через естественное общение обучаемого с носителем языка. При этом, как отмечает один из ведущих исследователей истории методики преподав ...