Представления
Страница 1

Представление — это субъективный чувственный образ воспоминаний предыдущих восприятий, хранящийся в памяти. Три разновидности образов привлекли внимание исследователей: последовательные, эйдетические и мысленные. Последовательные образы формируются на уровне рецепторов (если посмотреть на источник света и закрыть глаза, то можно "видеть" несколько минут светящиеся пятна). Эйдетические образы являются своего рода фотографической памятью. Некоторые люди с исключительной точностью сохраняют один раз увиденное довольно продолжительное время (от нескольких минут и даже иногда до нескольких лет). Мысленные образы — продукты долговременной памяти. Эти внутренние образы служат базой памяти и опорой умственных действий. Первые внутренние образы формируются у ребенка в возрасте от полутора лет. Однако только к 7-8 годам они становятся доступными для трансформаций.

Физиологической основой представлений является оживление в коре больших полушарий "следов" возбуждений, которые образовались при восприятии предметов или явлений. Эти следы (энграммы) создаются в процессе работы анализаторов.

Представления памяти по содержанию являются более или менее точной энграммой предметов и явлений, когда-то воздействовавших на органы чувств. В единичных представлениях памяти отражаются конкретные предметы и явления в конкретной обстановке. В них отображены те черты, которые характерны именно для данного объекта. В общем представлении памяти отражаются обобщенные черты предметов данной группы. Общее представление возникает на основе многих единичных представлений. Наиболее обобщены схематические представления памяти, являющиеся ступенью перехода от чувственного познания на новый уровень — абстрактно-логический. Запасы представлений в памяти человека необходимы для нормального протекания процессов мышления.

Ассоциация

. Все представления, содержащиеся в памяти, существуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлениями или любыми другими психическими содержаниями образуется всегда, когда они возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом. Повторное появление какого-либо из элементов этой связи приводит к возникновению (вспоминанию) всех других элементов ассоциативной группы.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Возможность сохранения и последующего оживления временных связей составляет необходимую физиологическую основу психической деятельности в целом, в том числе и памяти.

В XVII веке принцип ассоциации был распространен на всю область психического и ассоциативная психология стала одним из главных направлений мировой психологической мысли. Психика, отождествляемая с интроспективно понимаемым сознанием, состоит здесь из элементарных ощущений, которые посредством ассоциации образуют все вторичные более сложные элементы сознания — представления, мысли, чувства. Г. Гельмгольц использовал ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, а И.М. Сеченов — в учении о рефлексах. Позднее была показана ограниченность механистических трактовок ассоцианизма, но детерминистические элементы ассоциации были использованы в трансформированном виде в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в бихевиоризме. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Со времен Аристотеля различают три типа основных, простых (механических) ассоциаций, соответствующие трем типам внешних условий действительности, необходимых для "одновременности" возникновения в сознании впечатлений об объектах:

а) ассоциации по смежности — в основе образования лежит пространственно-временная смежность наблюдаемых предметов и явлений;

б) ассоциации по сходству — в их основе лежит подобие, сходство наблюдаемых различных предметов и явлений;

г) ассоциации по контрасту — в их основе различия, контрастная противоположность наблюдаемых предметов и явлений.

Страницы: 1 2


“Женщины – плохие начальники” – это миф
Считается, что . · Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками. · Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой". · Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить коллективом. · Став матерью, женщина готова уйти с работы. · Женщины больше, чем мужчины, пользуются б ...

Особенности зрительной памяти
С особенностями нашей памяти мы сталкиваемся на каждом шагу . Каждому хорошо знакома ситуация: поздоровался с вами человек, лицо его, безусловно, вам знакомо, а вот вспомнить его имя удается не всегда, даже в течение целого дня после встречи. Почему так происходит, почему мы так странно забываем? Случается и обратная ситуация: имя челов ...

Качественный анализ.
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы, относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной или подобной ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают ситуации «Одевание», «Укладывание спать», «Еда в одиночестве». Присутствие в данных ситуациях отрицательных эмоциональных выборов ука ...