Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза

Информация о психологии » Основные этапы развития психологии » Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза

Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).

Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения есть признак ложного знания. www.discoverarts.ru

Исходным тезисом Декарта в объяснении жизнедеятельности живых организмов явилось положение о машинообразном характере их поведения. Декарт переносит физико-механические принципы действия механизмов на жизненные функции животного организма. Более того, Декарт распространяет эти принципы и на функции человеческого тела.

В целом, в поведении и деятельности человека Декарт выделяет три уровня: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля. Из этих уровней деятельности человека особое внимание Декарта было уделено страстям души.

Опровержение картезианского дуализма продолжается в трудах видного голландского философа Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677). Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого либо внешнего побудителя или творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве, а также едина.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в ее коренных свойствах, называемых атрибутами. Человеку доступны всего два атрибута – мышления и протяженности.

Человек является особо сложным единством атрибутов мышления и протяжения. Он выступает одновременно как модус тела и модус мышления. Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур. Эти изменения фиксируются в определенных душевных состояниях.

Первоначальными формами душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой осознание внешних воздействий и состояний тела. Но человеческая душа воспринимает не только вещи и состояния тела, но также и образы или идеи этих состояний. Самосознание основывается на основе восприятий собственного тела, а поскольку последние определяются внешними воздействиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.

Мировоззрение и учение Б.Спинозы о психической деятельности оказало значительное влияние на развитие психологических идей, изменив понимание объекта и метода психологических исследований.


Заикание
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание, как одно из выраженных речевых расстройств известно, с древних времен. Оно имеет относительно широкую распространенность и трудность в изучении. Распространение заикания зависит не только от многообразных этнол ...

Современный терроризм
Террористическую деятельность классифицируют по ряду признаков. По поражающему воздействию различают террор:- Оружейный (когда используется огнестрельное оружие);- Минно-взрывной (когда применяются мины и взрывательные устройства);- Токсикологический (когда применяется химическое оружие и различные яды);- Биологический (когда применяет ...

Учение о душе Аристотеля
Аристотель: душа – способ организации тела . Аристотель (384–322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельн ...